Паломничество по святым местам Часть вторая. Смоленская Зосимова пустынь.

Паломничество по святым местам Часть вторая. Смоленская Зосимова пустынь. 29 Октября 2022

По предложению моей духовной сестры Анны (она живет в Радонеже), мы отправились в Зосимову пустынь, где ни я, ни она ни разу не были. От Сергиева Посада проехали несколько станций и вышли в Арсаки. На автобус опоздали, а ходит он всего три раза в день, поэтому ничего другого не оставалось, как двинуться пешком. Сначала пошли влево, но навстречу нам попался местный житель и отправил нас по другой дороге.
Миновав четыре километра, увидели впереди монастырь, все здания которого построены из красного кирпича. Мы бродили по территории обители, не встречая ни одного человека. Было удивительно тихо. Как будто мы попали в какие-то далекие времена. Сколоченные из досок, обветшавшие от времени, скамеечки. Колоколенка, на которую можно подняться по четырем ступенькам. Небольшое кладбище.
Храмы оказались закрыты, а телефон, который «выдал» интернет, не отвечал. Конечно, нас это очень огорчило. Но Пресвятая Богородица явила нам Свою милость, и мы наконец-то увидели молодого человека, который и открыл нам обе церкви – собор в честь Смоленской иконы Божией Матери и надвратный храм в честь Всех святых.
Он же рассказал нам, что в монастыре совсем мало братии, и игумену Серафиму приходится иногда одному и служить, и петь, и исповедовать.
В соборе почивают мощи преподобных Зосимы Владимирского, Германа и Алексия Зосимовских. Здесь также замечательные иконы Спасителя, Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая Чудотворца.
В корпусе, где живет братия, есть и квартиры семей бывших военнослужащих (вход к ним с другого крыльца).
Грустное впечатление произвела на нас колокольня, сильно заросшая деревьями.
Но и радости от знакомства с Зосимовой пустынью мы получили очень много.
Когда закончилась маленькая экскурсия, Владимир повел нас по тропинке между огородами, и вскоре мы внезапно оказались на остановке военного городка, где уже стоял автобус, который и довез всех до станции Арсаки.
Ну, а подробную информацию о Зосимовой пустыни я узнала уже на различных сайтах.

Людмила Соснина.
Фото Людмила Соснина и из свободных источников интернета.

 
История Зосимовой пустыни
В 1680-х годах монах Зосима пришел из Троице-Сергиевой Лавры на берег лесной речки Молохчи (Молокчи). Отшельник поселился в пойме реки, на холме, поросшем вековыми елями, в удалении от людских жилищ. Через несколько лет к старца присоединились еще несколько иноков. Вскоре слава о намоленной пустыни распространилась по округе. Приобщиться к святому месту приходили сотни православных богомольцев.
С годами весть о ските блаженного Зосимы дошла до Москвы и даже до Кремлевских палат. В новый духовный центр приезжала великая княгиня Наталия, сестра царя Петра I, придворные сановники и вельможи. На пожертвования царевны здесь была выстроена часовня. Бывала здесь и будущая императрица Елизавета Петровна. Но после смерти старца Зосимы в 1713 году обитель запустела.
Лишь в 1889 году над его могилой, усердием купеческой семьи Шапошниковых, вырос каменный храм, освященный в честь святыни, некогда принесенной пустынножителем на это место, — Смоленской иконы Божией Матери. В 1890 году Д. M. Шапошников на свои средства выстроил в пустыни и корпус для монашествующей братии.
 
Расцвет пустыни и ее старцы
В 1891 году наместником монастыря стал архимандрит Павел (Глебов).
 
В 1897 году настоятелем в Зосимову пустынь был назначен иеромонах Герман (Гомзин), насельник лаврского Гефсиманского скита. С ним пришли несколько послушников, составившие костяк зосимовской братии. В 1913 году число братии достигло почти ста человек.
В пустынь нередко приезжала великая княгиня Елизавета Федоровна, она щедро одаривала обитель деньгами, выстроила один из келейных корпусов, примыкающий к входным Святым вратам.
17/30 января 1923 года схиигумен Зосимовой пустыни преподобный Герман скончался. А спустя пять месяцев, 6 мая (по старому стилю) на праздник Вознесения Господня обитель прекратили свое существование.
В Зосимовой пустыни поначалу расположился детский дом, а затем – воинская часть. Монастырские корпуса переоборудовали под жилье для офицеров и их семей, в Смоленском соборе устроили клуб.
 
Схиигумен Герман (Гомзин)
Преподобный Герман (Гомзин) строитель обители и ее настоятель до самого закрытия в 1923 года. 56 лет прослужил он Господу в монашеском чине. 30 из них прожил в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, где был учеником знаменитого старца, иеросхимонаха Александра (Стрыгина). Отец Герман – человек великих дарований, и не только духовных. Строгий аскет, делатель Иисусовой молитвы, ведший переписку со святителем Феофаном Затворником, талантливый иконописец. Он был духовным наставником и вельможных особ, и простонародья. Именно отец Герман создал знаменитое зосимовское старчество.
Трудами преподобных Германа и Алексия Зосимова пустынь прославилась по всей России, стала центром духовничества и старчества. Здесь окормлялись будущие священномученики Серафим (Звездинский), Серафим (Чичагов), Игнатий (Садковский) и Петр (Руднев), а также Антоний (Храповицкий) впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, Арсений (Жадановский), впоследствии епископ Серпуховской, архиепископ Сергиевский Варфоломей (Ремов) и другие, а также преподаватели и студенты МДА.
28 июля 1916 года игумен Герман принял тайное пострижение в великую схиму от епископа Арсения (Жадановского).
Иеросхимонах Алексий (Соловьёв)
В октябре 1898 года протопресвитер Феодор Соловьёв ушел из Успенского Собора Московского Кремля и поступил в Смоленскую Зосимову пустынь.
Спустя месяц отец Феодор был пострижен игуменом Германом (Гомзиным) в иеромонаха с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского.
Постепенно главным делом батюшки в монастыре стало старчество и духовничество.
Время пребывания отца Алексия в полузатворе (1908-1916 годы) было хотя и особенно трудным, но вместе с тем и многоплодным. К нему, как к свету, стремились отовсюду люди: архиереи, государственные деятели, священнослужители, монахи, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне.
Среди духовных детей старца к этому времени была и Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Зосимову пустынь часто посещали члены известного в те годы в Москве религиозно-философского кружка, основанного в начале века М. А. Новосёловым (впоследствии священномученик епископ Марк), в том числе, Николай Бердяев и Сергей Булгаков. Постоянно бывал в Зосимовой пустыни и Павел Флоренский.
Иногда отцу Алексию приходилось принимать народ почти безвыходно по многу часов. Можно было удивляться, как его больное сердце выдерживало это огромное напряжение. Со временем пришлось ввести специальные билеты для исповедников: 110 билетов на два дня.
В 1917 году отца Алексия призвали для участия в Поместном Соборе, где всей полнотой Русской Православной Церкви ему было доверено вынимать Патриарший жребий.
По окончании Божественной литургии после совершения особого молебна митрополит Владимир на глазах у всех молящихся распечатал ковчежец и открыл его. Старец Алексий, во время молебна стоявший в мантии перед чудотворной иконой Божией Матери и горячо молившийся о том, чтобы достойно исполнить волю Божию, принял благословение митрополита, трижды осенил себя крестным знамением и вынул из ковчежца один из трёх жребиев, в котором было имя митрополита Московского Тихона (Белавина).
Иеросхимонах Алексий скончался в 1928 году в Сергиевом Посаде, где и был погребен. Позднее мощи его были перенесены в Зосимову пустынь.
Сегодня преподобные Герман и Алексий почивают мощами в единой раке.
 
Храмы пустыни сегодня
Смоленский собор – главный храм монастыря. Построен на месте погребения преподобного Зосимы Александровского, основателя пустыни. Центральный престол освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, правый – в честь Зосимы и Савватия Соловецких, левый – в честь Архангела Рафаила.
Храм всех святых – надвратный храм построен над Святыми вратами монастыря. С восточной стороны на средства Великой княгини Елизаветы Федоровны пристроен келейный корпус, так называемый "старческий". В нем с 1916 года до закрытия монастыря в маленькой, примыкающей к алтарю храма, келии, проживал в затворе преподобный Алексий Зосимовский. В последние годы жизни в соседней келии поселился преподобный Герман, который здесь и скончался.
Колокольня – некогда прекрасное сооружение сегодня представляет собой печальное зрелище. Во время войны, под предлогом того, что колокольня демаскирует воинскую часть, располагающуюся на территории монастыря с 1925 года, были уничтожены два верхних яруса, разрушена стена. Долгое время в оставшейся части здания помещалась водонапорная башня, из бака которой вода постоянно переливалась наружу, стекая по стенам и подмывая фундамент. Зимой вода замерзала, превращая колокольню в огромную сосульку, разрывая кирпичную кладку. Еще и сегодня над вратами колокольни можно прочитать слова "пролетарии всех стран соединяйтесь под красное знамя труда".
Чудотворные иконы пустыни
Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия) написана приблизительно в начале-середине 19 века, вероятно, палехскими иконописцами. В киоте в большом серебряном кресте находится великая святыня – частица честной ризы Божией Матери. Икона «Смоленская» находится с правой стороны от входа в собор в резном, деревянном киоте под сенью. Каждое воскресение, на вечернем богослужении перед ней совершается акафист.
Еще одним особо почитаемы образом является икона «Спаситель на троне». Несколько лет назад она была пожертвована монастырю и тогда различить на ней изображение было практически невозможно. Но постепенно лик Господень стал светлеть, и, наконец, полностью проявился. Сегодня эта икона одна из почитаемых святынь Зосимовой пустыни. Находится она в Рафаиловском (левом) пределе Смоленского собора монастыря.


Возврат к списку