Хроника крестного хода Сосновка – Атемиево-Веркольский монастырь Часть первая.
Девятый раз прошел по Пинежью стокилометровый крестный ход с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Рассказ составлен из воспоминаний участников.
1-е июля. Наместник Артемиево-Веркольского монастыря архимандрит Иосиф (Волков) послужил перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молебен. Двое насельников донесли ее на носилках до лодки. На другой стороне Пинеги икону встретили Алексей Павлов с 15-летним сыном Матвеем и на восьмиместной машине, которую предоставил Михаил Балай, довезли ее до Сосновки. На ней же во время крестного хода ехали те, кто сильно натер ноги или совсем обессилил, а в прицепе – вещи людей и продукты.
В Сосновку люди добирались по-разному. Тех, кто приехали на поезде, на железнодорожной станции Карпогоры встретил на автобусе настоятель Знаменского храма Сосновки иерей Сергий Корельский. Для этого он по грунтовой дороге проделал путь в 130 километров из поселка до районного центра. Забрав пассажиров, поехали обратно. В два часа ночи добрались до Сосновки. Местные жители в трапезной храма накормили вкусным ужином (жареная рыба, салаты, пироги). А еще люди смогли помыться в заранее натопленных банях.
2-е июля. Первый день крестного хода. Поспать удалось всего часа четыре, а впереди – 36 километров по трудным лесным и грунтовым дорогам. Но в семь часов крестоходцы уже стояли в церкви на Божественной литургии. 23 человека стали причастниками Святых Христовых Таин. Из Сосновки вышли около шестидесяти человек – 42 крестоходца (из Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, в их числе, и настоятель архангельского храма в честь блаженной Ксении Петербургской иерей Александр Дятлов с сыном) и двадцать сосновцев.
Впервые в истории крестного хода оказалось поровну мужчин и женщин, обычно преобладал «слабый» пол. Но нагрузка на всех увеличилась, потому что в предыдущие годы было на 20-30 участников больше. Костяк составили те, кто шел не первый раз, но многие «ветераны» из-за возраста (все-таки с первого крестного хода прошло десять лет, а некоторым тогда было 60+) и проблем со здоровьем, к крестному ходу не присоединились. Зато появилось немало новичков.
С первых же шагов, как только вышли из Сосновки, зазвучало пение Иисусовой молитвы. Распределились на две группы – левую и правую. Одну молитву поют те, кто идет справа, другую – слева. И так не останавливаясь.
Через два километра около горы Викивера несколько человек вернулись в поселок. Остальные продолжили путь в Сульцу. Здесь пятнадцать местных жителей встретили крестоходцев в начале деревни. После молебна в церкви во имя Преображения Господня, всех накормили вкусным обедом. Приготовили его местные жительницы под руководством старосты храма Ирины Булыгиной.
Если в прежние годы продукты закупались на средства крестоходцев, то в нынешнем их пожертвовала семья Сергея и Людмилы Никаноровых из Сосновки: 30 килограммов трески, овощи, консервы, кондитерка, макароны, греча, огурцы, помидоры, капуста … Они сами развезли продукты в те поселки и деревни, где кормили участников крестного хода. Андрей Белолипецкий из Сергиева Посада передал рыбные консервы и печенье.
Местные жители и крестоходцы вместе прошли три километра до горы Крутой, (здесь расставались с теми, кто уходил на фронт, а теперь стоит большой поклонный крест). Отсюда жители Сосновки и Сульцы вернулись домой. А крестоходцы продолжили свой путь.
В нынешнем году маршрут немного изменили. Поэтому после горы Крутой свернули на лесную дорогу, потом перебрались по понтонному мосту на другой берег Пинеги и пришли в поселок Кулосега, где в храме-часовне во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» отец Сергий и отец Александр послужили молебен. После него местные жители напоили крестоходцев чаем с пирогами.
Впереди еще семнадцать километров до Шуйги, где ждал ночлег. Через десять километров, остановились на берегу лесного ручья. Туда заранее отправили три человека. Они сделали бутерброды, разложили салаты и гречку, которые остались от трапезы в Сульце, пироги…
И вот, наконец, Шуйга! Позади 36 километров! Молебен в храме во имя праведного Иоанна Кронштадтского. Ужин, который приготовили совместно крестоходцы и местные жители. Сельчане натопили две бани, наносили воды. В них отправились женщины, а мужчины предпочли купание в реке. Спали в бывшем детском саду на комфортных раскладушках.
Утром встали рано. Совершили молитвенное правило. Позавтракали. И, пройдя девять километров, в девять часов вошли в Суру. Как и в других местах, здесь их тоже встретили колокольным звоном. На молебне в Никольском храме, кроме крестоходцев, помолились игумения Сурского Иоанновского монастыря Тихона (Федорова) и клирик этой обители иерей Кирилл Франков. Матушка дала автобус. На нем крестоходцы отправились на чудотворный Николин источник, в который все и окунулись.
Приготовили обед и потрапезовали в столовой детского лагеря «Архистратиг», в деревне Засурье.
Через десять километров уже в новоловельском храме по имя преподобного Сергия Радонежского настоятель иерей Алексий Кривицкий с прихожанами встретили их колокольным звоном, блинчиками и морсом.
На другой берег Пинеги машины и людей благотворительно перевез Иван Белоусов, за что ему от крестоходцев огромная благодарность.
Прошли по четырем деревням и остановились на обед в Заедовье. Его приготовили Людмила Дурынина (она, кстати, была участницей восьми предыдущих крестных ходов), еще одна Людмила Дурынина и Валентина Власова.
Людмила Дурынина провела крестоходцев по лесной дороге через деревню Репище и вернулась домой. А они прошагали еще двенадцать километров. В девять часов вечера их встретили в Явзоре хлебом-солью и вкусным ужином, приготовленным Валентиной Яковлевой и ее помощницами. Несколько человек, которые уже не первый раз шли крестным ходом, пригласили на ночлег в два дома, остальные расположились в клубе на полу, благо у многих были спальники, а у некоторых даже надувные матрацы.
Четвертое июля. День третий. До Веркольского монастыря предстояло преодолеть последние 25 километров. Утро началось молебном в храме во имя Рождества Иоанна Предтечи. После трапезы лесной дорогой дошли до кладбища. По доброй традиции отец Сергий послужил здесь литию. Вместе с крестоходцами совершили этот путь и несколько жителей Явзоры: Надежда и Анатолий Жовна несли хоругви, а их внучки Ксения и Мария шли вместе с крестоходцами. Этот отрезок пути возглавил с крестом Михаил Яковлев. После литии Валентина Яковлева исполнила красивую песню – и это еще одна добрая традиция.
После литии несколько человек уехали вперед до речки Сямженьги, и там на костре сварили суп, вскипятили чай, нарезали овощи, открыли банки с рыбными консервами, так что крестоходцы, придя, сразу же смогли приступить к трапезе.
А впереди был еще один переход. Конечно, накопилась усталость, ведь пройдено почти девяносто километров. Немало тех, у кого очень сильно болели ноги и от усталости, и от мозолей, но люди упорно продолжали идти до конца!
Но вот и Пинега, а за ней деревня Летопала. Переехав на лодке на другую сторону реки, начали читать акафист Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Крестоходцы во время пути часто молились Пресвятой Богородице и прикладывались к Ее иконе, прося помощи и сил, чтобы пройти этот нелегкий путь.
Во время двух последних крестных ходов людей в Летопале встречали несколько насельников Веркольского монастыря. Оставшиеся до обители десять километров они и несли икону. Но в нынешнем году насельники монастыря крестоходцам не помогли.
В Артемиевском храме Веркольской обители отец Сергий отслужил благодарственный молебен и поздравили с окончанием крестного хода. Крестоходцы приложились к иконе, кресту и раке праведного отрока Артемия и пошли отдыхать в приготовленные для них кельи.
Перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молятся об исцелении от недуга пьянства и наркомании, поэтому в крестном ходе приняли участие люди или имеющие эти страсти, или родственники тех, кто им подвержен. Но, конечно, к Пресвятой Богородице обращаются и в других трудных ситуациях или болезнях, таких людей было большинство. Вот что рассказали крестоходцы:
Ирина:
- Я участвовала первый раз. Больше всего поразил единый мощный молитвенный настрой, молитвенный дух, мощный порыв чистосердечной молитвы. У всех была главная цель – помолиться Богу. Замечательное чувство локтя. Все проблемы решали сообща. Очень сдружились. Я молилась, чтобы мои родные пришли к Богу, покаялись и через это избавились от своих недугов.
Елена:
- Я участвовала в крестном ходе в 2013 и 2014 годах. Когда вернулись в монастырь, мы втроем пошли на речку, и моя подруга говорит: «А давайте мы еще по ребенку родим». Мы с Олей ей ответили, что нам уже под сорок, какие дети… Через год у нас в семье появилась Мария. У двух других подруг тоже родились дети. Нашей дочке уже восемь лет, и мы с мужем Вячеславом приехали поблагодарить Бога, что Он даровал нам Марию, она, кстати, тоже поучаствовала в крестном ходе.
Ольга:
- У меня это уже седьмой крестный ход. Впервые я приняла участие в 2013-м. Из-за пандемии три года был перерыв. Но мы с огромный нетерпением ждали, когда возобновится крестный ход, мечтали об этом. В крестном ходе я получаю такие эмоции, как при рождении ребенка. В городе столько лжи агрессии, грязи в отношениях людей, а здесь – дружба, доброжелательность, взаимопомощь, доброта, любовь, радость от общения с близкими по духу людьми! И молитва. Беспрестанная молитва. После первого дня я заболела, температура, всю трясло. Вечером залезла на полок в бане. Утром проснулась совершенно здоровая и снова в путь. В предыдущие годы мы ходили с мужем Юрием и старшими сыновьями. А в нынешнем – с мужем и четырехлетней дочкой Пелагеей. Они, конечно, в основном ехали на машине, но присутствовали на молебне и немного прошли, так что их тоже можно причислить к участникам.
Григорий:
- Для меня это впервые. Очень понравилось! Замечательные взаимоотношения! Мы были под Покровом Богородицы. Даже дождик просто сбивал пыль с дороги, ни жары, ни комаров. Мне хотелось узнать святые места, связанные со святыми Иоанном Кронштадтским и Артемием Веркольским. Природа на Пинежье очень красивая.
Наталия:
- Я недавно вернулась из трудного Великорецкого крестного хода, но и в этот не могла не пойти. Мне хотелось преодолеть боль и физическую, и душевную. Здесь учишься смирению, молитве, пытаешься исправлять свои грехи. Я уже третий раз участвую, и всегда среди крестоходцев царит атмосфера добра, поддержки, уважения.
Матвей Павлов (15 лет):
- Меня поразило, что люди преклонного возраста, хотя очень сильно уставали, все равно не садились в машину, а шли пешком. А если и ехали, то совсем немного, потом снова присоединялись к идущим. Те, кто натирал мозоли, перевязывали их и продолжали путь. Среди женщин были те, кому пятьдесят лет и старше, но они тоже несли крест, хоругви и носилки с иконой. Для меня крестоходцы – это очень хороший пример мужества, силы воли, умения преодолевать трудности и не пасовать перед сложными обстоятельствами.
Елена:
- Когда мы шли по дороге, нас обгоняли или ехали навстречу большие лесовозы и другие машины. Некоторые замедляли ход, кто-то проносился мимо на полной скорости, обдавая пылью. В этом году был удивительный случай. Навстречу двигалась «крутая» машина. Водитель остановился и вышел. Когда мы поравнялись с ним, он попросил остановиться, встал на колени перед иконой, а потом попросил поднять ее повыше и прошел под ней.
Итоги девятого крестного хода с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» подвел его организатор и руководитель отец Сергий Корельский:
- Многодневный крестный ход, это форма богослужения, к которому ты долго готовишься, приносишь в жертву свои силы, время, средства. Понуждаешь свою плоть идти под палящим солнцем, проливным дождем, преодолевать сложности. Несешь труды. И всё это сопровождается и основывается на непрестанной Иисусовой молитве. Крестоходцы приобретают навык, и молитва продолжает звучать в их сердцах в последующие дни, недели, месяцы, как отклик Горнего мира. Участники заботятся друг о друге. Люди встречающие крестоходцев кормят их, устроивают на ночлег, и через это тоже получают духовную пользу, которая отражается во всех сферах нашей жизни.
Основных крестоходцев было человек сорок. Но если учесть людей, которые присоединялись к нам в деревнях и поселках и проходили хотя бы два километра, а также тех, кто готовил для нас трапезу, ночлег, топил бани, то тогда общее число участников перевалит далеко за сотню.
В нынешнем году, по сравнению с предыдущими, оказалось совсем немного детей. Мальчишки, которые раньше бодро шагали по 25 километров, а иные и все сто, за три года, пока не было крестного хода, подросли и «сдулись», предпочли трудностям и благодати – купание и рыбалку. Поэтому особо радует, что тринадцатилетний Антон и пятнадцатилетний Матфей почувствовали на себе всю атмосферу крестного хода. В Явзоре к нам присоединилась Вера Белоусова из Карпогор с тремя детьми, которые проделали путь от Сямженги до Веркольского монастыря.
Люди помогают друг другу, достойно переносят трудности, преодолевают свои физические недуги. Это очень хорошая школа христианской жизни, школа любви, взаимопомощи, умения преодолевать конфликтные ситуации. Многие крестоходцы становятся не только друзьями, но и духовными братьями и сестрами.
Люди идут с молитвой, прося Господа и Богородицу, чтобы они помогли им и их близким в каких-то непростых жизненных ситуациях. А когда столько человек вместе идут и молятся – какая это сила! Крестный ход очень много дает для возрастания в духовной жизни. Три дня непрестанной молитвы, стремление приобщиться к Богу выводят человека из повседневного ритма жизни, возвышают его душу над мирской суетой. Я вижу реальную духовную пользу и для себя, и для крестоходцев, и для всех людей, которые как-то с ним соприкасаются. Мы целый день трудимся и молимся. Соборная молитва очень сильная, она освящает все вокруг. Мы получаем духовный заряд. После, возвращаясь к повседневным делам, человек сохраняет в своем сердце звучание молитвы. Без молитвы, помощи Господа и Богородицы такой путь, наверное, многим оказался бы не под силу.
Мы все очень благодарны местным жителям, которые так тепло и душевно всегда принимают нас и тем самым исполняют заповедь о гостеприимстве или, как раньше говорили, о странноприимничестве».
Единодушное мнение всех крестоходцев:
- Мы не перестаем удивляться энергии отца Сергия. Он везде успевает. У него отеческая забота о каждом. Всегда находит нужные слова. Никогда не унывает, радостный. Его доброты и любви хватает на всех. В самом начале мы отдаем ему наши записочки, и он на каждом молебне поминает всех, кто там записан. У него замечательные проповеди. От имени всех крестоходцев мы говорим ему: «Отец Сергий, спаси Господь вас и вашу семью. А вам от нас низкий поклон».
На вопрос, зачем ему нужны все эти хлопоты по организации и проведению крестного хода, отец Сергий ответил: «Я вижу реальную духовную пользу и для себя, и людей».
Людмила Соснина.
Фото: Людмила Соснина, Ольга Кирикова.