Веркольский монастырь – Карпогоры – Пиринемь – Чакола – Матверы – такой путь проделали священнослужители Веркольской обители (из записок паломницы) Часть вторая.

Веркольский монастырь – Карпогоры – Пиринемь – Чакола – Матверы – такой путь проделали священнослужители Веркольской обители (из записок паломницы) Часть вторая. 3 Июля 2017

Из Пиринеми мы выехали еще в одну старинную пинежскую деревню – Чакола. Часть пути шла под дождем, отчего размокшая глина на дороге летела из-под колес, и нашему водителю Владимиру Абрамову приходилось довольно-таки часто включать дворники.

Но вот и Чакола, дождя нет, что радует всех, кто собрался в ожидании приезда священников. Местные жители, по инициативе председателя Совета ветеранов Надежды Андрияновны Глухаревой, решили установить поклонный крест в честь 880-летия своей родной деревни. Трехметровый крест изготовили житель Чаколы Александр Афанасьевич Денисов и житель Матверы Александр Александрович Денисов. Чтобы его освятить и приехали сюда священники. Когда крест установили, все стали класть вокруг него камни, которые заранее привез на это место Николай Егорович Спиров, мужчины – большие, а малыши – маленькие, но каждый старался обязательно принять участие в укреплении креста. Священнослужители совершили чин освящения, все приложились к кресту, и отец Иосиф окропил каждого святой водой.

После освящения креста мы посетили храм в честь великомученицы Екатерины. С 2012 года восстанавливать церковь приезжают волонтеры проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера». В нынешнем году добровольцев пятеро: Алексей Заварзин, Геннадий Рахманько, Инна Волощенко, Ольга Рыжкова и Анна Скурат. Веркольская братия отслужила в церкви молебен на доброе дело.

Немало уже сделано по сохранению церкви, но впереди еще очень много работы, чтобы храм хотя бы не разрушался дальше. Мы спросили у этих юных девушек и парней, почему они приезжают в свои отпуска и каникулы в глухие северные деревни и восстанавливают храмы? Они ответили, что если восстановится церковь, то, может быт, и люди перестанут оставлять свои дома и свою малую родину. Но для нас все равно было удивительно, что они, молодые москвичи,  (их было четверо), а один волонтер даже из Уфы, едут в такую даль, дабы сохранить то, что еще можно сохранить.

Жители Чаколы рассказали, что, когда закрыли храм, в нем стала располагаться школа. Около церкви находится много могильных плит, но никто из них, к сожалению, не помнит, что на них было написано. Сейчас плиты заросли травой. Но хочется надеяться, что чакольцы освободят их и поставят общий крест всем священником, которые служили в этой церкви, ведь первое упоминание о ней относится к 1652 году. Около церкви находится, как его называют местные жители, поповский дом, который тоже разрушается.

 Ребята нас напоили чаем. Потом мы все пошли к источнику. Вода с огромным напором течет из труб необыкновенной конструкции. Мы, конечно, ее попили, она оказалась необыкновенно вкусной, жаль, что ни у кого не оказалось с собой тары. Напротив льется еще один источник, но уже не такой интенсивности.

А с угора открывается все та же красавица Пинега и необъятные дали. Все Господь дал человеку на этой земле – и реку, и леса, и источники, и землю, и когда-то великолепный храм, а люди уезжают и уезжают… В деревне на зиму остается всего около пятидесяти человек.

Людмила Соснина.

Фото Людмила Соснина, Николай Куликов.




Возврат к списку