КРЕСТНЫЙ ХОД С ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» ПРОШЕЛ ПО ПИНЕЖЬЮ

КРЕСТНЫЙ ХОД С ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» ПРОШЕЛ ПО ПИНЕЖЬЮ 4 Июля 2017

В нынешнем году крестный ход Сосновка – Веркольский монастырь с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» прошел уже шестой раз.

29 июня. Наместник Веркольского монастыря архимандрит Иосиф (Волков) отслужил в Казанском храме обители молебен на доброе дело, насельники монастыря донесли этот образ до переправы через Пинегу и переправили на лодке на другую сторону, а дальше - Андрей Белолипецкий на машине довез ее до поселка Сосновка.

Доброе дело не бывает без искушений. Вот и крестохоцев они постигли еще по дороге в монастырь. Машина, на которой они выехали из Архангельска (в ней были продукты для праздника в монастыре), сломалась, и ее пришлось несколько раз ремонтировать.

1 июля. День первый. Крестоходцы приехали в Сосновку в три часа ночи. Их разместили по домам местных жителей, конечно же, накормили и спать уложили.

Утро началось с молебна в церкви во имя иконы Божией Матери «Знамение». Из Сосновки вышло около восьмидесяти человек. Настоятель архангельского храма в честь Ксении Петербургской иерей Александр Дятлов и прихожане несли флаг своей церкви. Через полтора часа, пройдя семь километров, достигли Сульцы, где после молебна в церкви во имя Преображения Господня, всех накормили вкусным обедом. Вместе дошли до Горы, (здесь расставались с теми, кто уходил на фронт), и отсюда двадцать человек вернулись домой. Пусть эти люди прошли, в общей сложности, всего девять километров, но они тоже стали участниками крестного хода. А шестьдесят крестоходцев продолжили свой путь.

С первых же шагов зазвучало пение Иисусовой молитвы. Распределились на две группы, одна поет, другая – отдыхает, потом меняются.

В нынешнем году крестоходцы отдали отцу Сергию по 500 рублей, на которые была закуплены рыба, капуста, огурцы, помидоры. Продукты развезли в те поселки и деревни, где кормили участников крестного хода.

По погодным условиям это был, пожалуй, самый благоприятный крестный ход. Накануне шли бесконечные дожди, люди взяли с собой резиновые сапоги, плащи, но эти вещи так и остались не распакованными в машине. Идти было не жарко, потому что солнце еще не успело сильно прогреть воздух. Облегчало путь крестоходцев и то, что они шли налегке. Все вещи везли на «буханке». Тех, кто сильно уставал или стирал ноги, подвозили на микроавтобусе. «Буханку» на время крестного хода дали на архангельском подворье монастыря, а микроавтобус – Михаил Балай из Архангельска. Среди участников оказалось несколько мужчин с правами, поэтому машины они вели по очереди, ведь каждому хотелось участвовать вместе со всеми в молитвенном шествии.

Пройдя восемь километров от Сульцы, остановились на берегу речки Булан. На костере вскипятили чай. Воду везли с собой, ее набрали из источника в Сосновке. Для перекусов в машинах везли печенье, конфеты, хлеб и рыбные консервы.

Дошли восемнадцать километров до Острова, где их встретили колокольным звоном. Отец Сергий совершил молебен в храме в честь великомученика Георгия Победоносца. Островитяне и двое паломниц (они очень сильно стерли ноги и их отвезли в деревню, чтобы они помогли местным жителям) приготовили ужин, и крестоходцев вкусно накормили в трапезной при церкви. Ночевали в домах у островитян, в музее и трапезной.

Второе июля. День второй. Утром отправились в Суру. Владелец баржи Александр Николаевич Хромцов перевез машины и людей, не взяв за это денег.

Божественную литургию в Иоанновской церкви служили три священника: отец Сергий Корельский, клирик Сурского монастыря иерей Алексий Кривицкий и настоятель архангельского храма в честь блаженной Ксении Петербургской иерей Александр Дятлов. За литургией молились и настоятельница Сурского монастыря игумения Митрофания (Миколко) с сестрами. Пятьдесят человек причастились Святых Христовых Таин. После службы около церкви попили воды с печеньем и продолжили свой путь. Крестным ходом прошли по улице Иоанна Кронштадтского до Никольского храм и здесь спели тропарь, кондак и величание Святителю Николаю Чудотворцу (надо сказать, что тропари, кондаки и величания пели перед каждой церковью и часовней).

Через Пинегу в Заедовье во славу Божию машины и людей перевез на барже Михаил Федорович Труфанов. Через десять километров сделали остановку в Ново-Лавеле. Отец Сергий отслужил молебен в церкви преподобного Сергия Радонежского. Стало хорошей традицией – обходить по периметру еще четыре деревни (а это дополнительно пять километров), чтобы и в них прозвучала молитва. Около старинного Ильинского храма, в котором до сих пор живут люди, совершили молебен.

Остановились у Ильинской часовни на кладбище. Ее строил Владимир Карбасников, он, кстати, участник всех шести крестных ходов. Еще одна участница всех крестных ходов Людмила Дурынина пригласила в свой дом, где у нее заранее были приготовлены два ведра клюквенного морса. Опять-таки, по сложившейся традиции, поздравили по телефону настоятеля архангельского подворья монастыря игумена Феодосия (Нестерова) с днем рождения. Вышли по лесной дороге на проезжую, и по ней шесть километров до Явзоры. Когда шли по грунтовке, то лезовозы сбавляли скорость до минимума, а один водитель совсем остановился и перекрестился на икону.

Вечером вошли в Явзору. На окраине деревни их встретила семья участницы крестного хода Марины – мама, папа и двое ее дочек. Они вместе с крестоходцами дошли до храма и, таким образом, тоже приобщились к общей молитве. Около церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи участников встретили хлебом-солью. После традиционного молебна и трапезы, разошлись на ночлег, «сторожилы» по домам местных жителей, а новички – в клуб.

Третье июля. День третий. Утро, как всегда, началось молебном в храме. Лесной дорогой дошли до кладбища, и здесь отец Сергий отслужил литию – это еще одна добрая традиция.

Когда расположились на отдых, Валентина Яковлева из Явзоры исполнила несколько песен своего сочинения, и такие они были душевные, что многие женщины не могли сдержать слез.

Несколько крестоходцев уехали вперед до реки Сямженьга, и там приготовили на костре обед. А впереди был еще один переход. Конечно, накопилась усталость, ведь пройдено больше семидесяти километров. Немало тех, у кого очень сильно стерты ноги, и на них огромные мозоли, но люди все равно идут и идут! И не просто идут, а несут хоругви, крест и икону. Но вот, наконец, Пинега. На берегу стали читать акафист Божией Матери «Неупиваемая Чаша», а на другой стороне реки закончили, когда переправились туда на лодках. Крестоходцы во время пути часто молились Божией Матери и прикладывались к Ее иконе, прося помощи и сил, чтобы пройти этот нелегкий путь.

Последний привал. Отдохнули, и пошли, уже не останавливаясь, в сторону монастыря, как всегда, непрестанно творя Иисусову молитву, которая звучала все три дня с утра до позднего вечера. И вот она – Веркольская обитель – встречает их колокольным звоном! В Артемиевском храме благочинный Пинежского благочиния, наместник монастыря игумен Иосиф (Волков) вместе с отцом Сергием отслужили благодарственный молебен. Отец Иосиф поздравил участников с окончанием крестного хода и пожелал им помощи Божией. Все приложились к кресту, и пошли устраиваться в приготовленные для них келии.

Перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молятся об исцелении от недуга пьянства, наркомании и табакурения, поэтому в крестном ходе приняли участие люди или имеющие эти страсти, или родственники тех, кто им подвержен. Но, конечно, к Пресвятой Богородице обращаются и в других трудных ситуациях или болезнях, таких людей было большинство. Вот что рассказали крестоходцы:

Дария:

- В крестном ходе Сосновка-Веркола я участвовала пятый раз. У меня были большие проблемы с сыном – наркоманом. Теперь, по милости Божией и по молитвам Пресвятой Богородицы, он ходит в храм, исповедуется, причащается, у него свой бизнес. Если у меня хватит сил, в следующем году снова пойду в этот крестный ход. Конечно, физическая нагрузка очень тяжелая, ведь каждый день нужно пройти больше тридцати километров. В течение года я не занимаюсь спортом, поэтому специальной подготовки нет, а тут сразу такие нагрузки. Но в крестном ходе все поддерживают друг друга добрым словом, подбадривают. И непрестанная Иисусова молитва очень помогает, дает силы, держит в тонусе, не дает расслабиться. Без молитвы, помощи Господа и Богородицы такой путь, наверное, для многих оказался бы не под силу.

Полина:

- Я пошла первый раз. Искушения начались еще дома. Сын отговаривал, мол, зачем тебе это надо. Но я ему отвечала: «Пойду!» Попросила знакомого таксиста, чтобы он отвез меня на вокзал. Он забыл. Вскакивала в поезд уже в последнюю минуту. Когда вышли в Карпогорах с поезда, увидели огромную радугу – это был для нас добрый знак. Приехали в Сосновку в три часа ночи. Нас, четверых, взяла в свой дом Людмила Дорофеева. Постели приготовлены, еда вкусная, пироги. Удивительные глаза у тех, кого мы встречали на пути, - они лучатся. Утром в Сосновке вышла на крыльцо – тепло, а мы приехали из холодного дождливого Архангельска. Утром в церкви подали записки, которые потом весь крестный ход батюшки читали.

У меня не налезли кроссовки, я надела галоши (хотя дорога уже высохла после дождей), и за два часа стерла ноги. Нас двоих увезли в деревню Остров, мы помогли приготовить обед. У меня, конечно, появились мысли, дальше ехать на машине. Я спросила у отца Сергия, что мне делать. Он ответил: «Иди». И я пошла. Очень благодарно ему за эти слова, а то бы потом все время жалела. У меня работа сидячая, если бы не постоянная поддержка, наверное, я не смогла бы дойти. А меня просто брали за руки и вели впереди за иконой – там легче идти. Я удивлялась: внешне человек выглядит слабым, но всегда в первых рядах. В крестном ходе нашла себе братьев и сестер, теперь мы не чужие, там удивительное единение, не чувствуешь себя одиноким. Люди не конфликтные, веселые, с чувством юмора, помогают друг другу. Самое главное, что в нашем крестном ходе царила любовь.

Одно из самых сильных впечатлений – чтение акафиста перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» на берегу Пинеги в Летополе, может быть, потому, что через семь километров мы войдем в монастырь и расстанемся.

Отец Сергий на привалах рассказывал интересные истории, отвечал на вопросы, поддерживал. Внимательно смотрел за состоянием каждого, находил самые нужные слова. А какие у него замечательные проповеди! Они нас и укрепляли, и поддерживали. После литии на кладбище он сказал такую проповедь, что я не смогла сдержать слез. Мы все ему очень благодарны за заботу, поддержку, организацию нашего крестного хода. Спаси его Господь!

Надежда:

- Мой сын с рождения сильно болел. Конечно, мы молились и дома, и в храме. А в прошлом году я первый раз прошла крестным ходом. И у него наступили значительные улучшения: он стал говорить, общаться с детьми и взрослыми. И произошло это, конечно, по молитвам Пресвятой Богородицы. Крестный ход – это преодоление трудностей. Но мы преодолеваем их не как спортсмены, которым нужно поставить рекорд, а, ради того, чтобы Господь простил наши грехи и услышал наши молитвы о родных и близких. Без благодатной помощи Господа и Богородицы не каждый смог бы одолеть такой тяжелый путь, ведь у многих участников проблемы со здоровьем.

В крестном ходе участвовали люди разного возраста от трех до семидесяти лет. Самой младшей – Ксении Самара исполнилось три года. Она была вместе с папой, мамой и бабушкой. Девятилетний сын отца Сергия – Димитрий шел уже третий раз. Семья Кириковых – жена, муж и сын – пятый. В нынешнем году половина участников - ветераны, а другая половина – новички. Людей было немного меньше, чем в прошлом году, потому что накануне шли бесконечные дожди, которые их и напугали.

В деревнях и поселках крестоходцев ждут, как самых дорогих гостей, Многие приглашают на ночлег в свои дома, топят бани, угощают. А когда они уходят, то говорят, что в следующем году снова будут их ждать.

Иерей Сергий Корельский, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» поселка Сосновка:

- По прямой дороге от Сосновки до Верколы 92 километра, но мы заходили в Суру, в несколько деревень в районе Ново-Лавелы, поэтому получилось свыше ста километров. Как всегда, больше шло женщин, но и мужчин прибавилось. Люди приехали из Москвы, Сергиева Посада, Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Карпогор, Заедовья, Суры, Сульцы, Сосновки, Явзоры, Светлого, Городца, Кушкополы, Холмогор, Самары, Череповца…

Когда идем по деревне или поселку люди выходят из домов, крестятся на икону, улыбаются. Бывает, конечно, что стоят несколько человек и стесняются или просто не умеют креститься, но кто-нибудь один из них осенит себя крестным знамением, и так радостно становится.

 

Люди идут с молитвой, прося Господа и Богородицу, чтобы они помогли им и их близким в каких-то непростых жизненных ситуациях. А когда столько человек вместе идут и молятся – какая это сила! Крестный ход очень много дает для возрастания в духовной жизни. Три дня непрестанной молитвы, стремление приобщиться к Богу выводят человека из повседневного ритма жизни, возвышают его душу над мирской суетой. Я вижу реальную духовную пользу и для себя, и для крестоходцев, и для всех людей, которые как-то с ним соприкасаются. Мы целый день трудимся и молимся. Соборная молитва очень сильная, она освящает все вокруг. Мы получаем духовный заряд. После, возвращаясь к повседневным делам, человек сохраняет в своем сердце звучание молитвы.

Мы все очень благодарны жителям деревень и поселков, которые нас привечали».


Фото: Людмила Соснина, Марина Глазьева, Ольга Кирикова




Возврат к списку