МИТРОПОЛИТ ДАНИИЛ: СМИРЕНИЕ ПОДОБНО СРЕБРОЛЮБИЮ ПО ДЕЙСТВИЮ НА СЕРДЦЕ
31 Октября 2017
Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 31 октября совершил Литургию в Александро-Невском храме столицы Поморья. Владыке сослужило городское духовенство.
В проповеди архипастырь напомнил, что в этот день Церковь совершает память апостола и евангелиста Луки: «Он оставил нам одно из четырех Евангелий, а также написал деяния святых апостолов. Все мы поучаемся в этих мудрых божественных словесах! Этот святой пришел из Сирии, узнав о Христе, постоянно был с апостолом Павлом. Он писал Евангелие под его руководством и до конца оставался с ним. Затем принял мученический венец, распространяя проповедь о Христе».
Далее митрополит Даниил напомнил, что ученики Спасителя были простыми людьми не только по своему званию, но по сердечному устроению. «Начало христианства есть нищета духа, простота сердца, — сказал владыка. — Эту нищету имели все святые угодники Божии, через это внутреннее устроение премудрость пришла в их сердца. Блаженная нищета — начало духовной жизни. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что эта добродетель, которая еще называется смирением, по действу на сердце подобна страсти сребролюбия. Сребролюбивый человек, приобретая все больше и больше, считает себя бедным. Вначале он хочет заработать сто тысяч рублей, потом миллион, но никогда не будет считать себя богатым. Чем больше, тем скупее и жаднее становится сребролюбивый человек! То же происходит и с тем, кто приобретает через исполнение заповедей Божиих начальную добродетель, нищету духа, смирение. Он себе не кажется богатым, а кажется все беднее духовно. Вроде бы исполняет заповеди, а ничего доброго в себе не видит. Это правильный путь, которым шли апостолы, к которому призваны и мы».
Архипастырь привел еще одну святоотеческую мысль: «Когда человек мыслит в категориях падшего естества, он думает, что творит много дел полезных, но, когда начнет жить по Евангелию, видит, что это добро перемешано с грехом, неугодно Богу. Бедняк всю жизнь может собирать мешки медных монет, радоваться и хвалиться. Но если придет к нему богатый родственник, насыплет золотых червонцев, бедняк просто выбросит медные монеты, возгнушается ими, даже не посмотрит на них, потому что в его сосудах уже червонцы. Так и христианин, начиная жить по Евангелию, увидит в своей прежней жизни добро, смешанное с грехом, и поймет, что это неугодно Богу, покается в этом. Допустим, человек строил храм, а строительство могло быть соединено с тщеславием, он ждал, когда его все будут приветствовать и ублажать. Его жизнь наполнена тщеславием, он возвеличивался в своем сердце, покорялся этой страсти. Она вела его только к погибели».
По словам владыки, вторым этапом духовного роста после стяжания нищеты духа можно считать появление в сердце мира Христова: «Тогда ничто не сможет выбить человека из этого состояния, что бы ни случилось, что бы он ни потерял в жизни. Даже если Господь отнимет у него что-то, он найдет силы поблагодарить Бога. А вершина совершенствования духовного — любовь Христова. Но предыдущие два этапа нельзя перешагнуть. Любовь немыслима без нищеты духа и стяжевания мира Христова. Часто люди хотят пребывать в состоянии любви, минуя нищету духа, минуя мир, и у них ничего не получается, они являют лицемерную любовь. Будем же внимательными читателями словес апостола Луки, будем воспринимать его писания умом и сердцем, стараться прочитанное исполнять. Тогда благодать Божия всегда будет утешать нас».
Пресс-служба Архангельской епархии
www.arh-eparhia.ru
Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 31 октября совершил Литургию в Александро-Невском храме столицы Поморья. Владыке сослужило городское духовенство.
В проповеди архипастырь напомнил, что в этот день Церковь совершает память апостола и евангелиста Луки: «Он оставил нам одно из четырех Евангелий, а также написал деяния святых апостолов. Все мы поучаемся в этих мудрых божественных словесах! Этот святой пришел из Сирии, узнав о Христе, постоянно был с апостолом Павлом. Он писал Евангелие под его руководством и до конца оставался с ним. Затем принял мученический венец, распространяя проповедь о Христе».
Далее митрополит Даниил напомнил, что ученики Спасителя были простыми людьми не только по своему званию, но по сердечному устроению. «Начало христианства есть нищета духа, простота сердца, — сказал владыка. — Эту нищету имели все святые угодники Божии, через это внутреннее устроение премудрость пришла в их сердца. Блаженная нищета — начало духовной жизни. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что эта добродетель, которая еще называется смирением, по действу на сердце подобна страсти сребролюбия. Сребролюбивый человек, приобретая все больше и больше, считает себя бедным. Вначале он хочет заработать сто тысяч рублей, потом миллион, но никогда не будет считать себя богатым. Чем больше, тем скупее и жаднее становится сребролюбивый человек! То же происходит и с тем, кто приобретает через исполнение заповедей Божиих начальную добродетель, нищету духа, смирение. Он себе не кажется богатым, а кажется все беднее духовно. Вроде бы исполняет заповеди, а ничего доброго в себе не видит. Это правильный путь, которым шли апостолы, к которому призваны и мы».
Архипастырь привел еще одну святоотеческую мысль: «Когда человек мыслит в категориях падшего естества, он думает, что творит много дел полезных, но, когда начнет жить по Евангелию, видит, что это добро перемешано с грехом, неугодно Богу. Бедняк всю жизнь может собирать мешки медных монет, радоваться и хвалиться. Но если придет к нему богатый родственник, насыплет золотых червонцев, бедняк просто выбросит медные монеты, возгнушается ими, даже не посмотрит на них, потому что в его сосудах уже червонцы. Так и христианин, начиная жить по Евангелию, увидит в своей прежней жизни добро, смешанное с грехом, и поймет, что это неугодно Богу, покается в этом. Допустим, человек строил храм, а строительство могло быть соединено с тщеславием, он ждал, когда его все будут приветствовать и ублажать. Его жизнь наполнена тщеславием, он возвеличивался в своем сердце, покорялся этой страсти. Она вела его только к погибели».
По словам владыки, вторым этапом духовного роста после стяжания нищеты духа можно считать появление в сердце мира Христова: «Тогда ничто не сможет выбить человека из этого состояния, что бы ни случилось, что бы он ни потерял в жизни. Даже если Господь отнимет у него что-то, он найдет силы поблагодарить Бога. А вершина совершенствования духовного — любовь Христова. Но предыдущие два этапа нельзя перешагнуть. Любовь немыслима без нищеты духа и стяжевания мира Христова. Часто люди хотят пребывать в состоянии любви, минуя нищету духа, минуя мир, и у них ничего не получается, они являют лицемерную любовь. Будем же внимательными читателями словес апостола Луки, будем воспринимать его писания умом и сердцем, стараться прочитанное исполнять. Тогда благодать Божия всегда будет утешать нас».
Пресс-служба Архангельской епархии
www.arh-eparhia.ru