Четверть века подвизается в Артемиево-Веркольском монастыре иеромонах Рафаил (Бурмистров)

Четверть века подвизается в Артемиево-Веркольском монастыре иеромонах Рафаил (Бурмистров) 4 Апреля 2018

Восемнадцатилетний Сергей Бурмистров 25 лет назад приехал из Ярославля в Артемиево-Веркольский монастырь. Что привело юношу из центра России в далекую северную глубинку?
— Нас с другом старец благословил ехать к владыке Архангельскому и Мурманскому Пантелеимону, – рассказал отец Рафаил, – и мы его ждали несколько дней. А потом появился в Архангельске настоятель Веркольского монастыря иеромонах Иоасаф (Василикив) и позвал нас в свою обитель. Мы приехали сюда на большой машине «Урал» поздно ночью.
О монастырях, которые были до революции, я читал в книгах, что там стояли величественные храмы, и подвизалось много насельников. В Веркольском монастыре мы увидели полуразрушенные корпуса и церкви и человек десять трудников. Но уезжать мне отсюда не захотелось.
Нам стали давать очень много послушаний. Первым делом покрасили иконостас в Артемиевском храме. Стали в лесу заготовлять дрова, вывозили их, пилили и кололи. Стал алтарничать. Топил в Артемиевской церкви огромную печь. Поставили меня на трапезу поваром. Продуктов не хватало. Картошку варили только по праздникам. Коров тогда еще не завели, поэтому молоко пили очень редко. Но, несмотря на эти трудности, была такая ревность, можно даже сказать – подвиги, что я о том времени только со вздохом вспоминаю.
Спустя четыре месяца наместник дал молодому насельнику послушание намного труднее предыдущих. Он поселился в Москве у добрых людей в коммунальной квартире в центре столицы. Отец Иоасаф благословил Сергея собирать пожертвования для монастыря. В основном пришлось ходить по рынкам и просить: «Подайте на святую обитель». На груди весила большая коробка с изображением праведного отрока Артемия и Святителя Николая чудотворца. Многие относились равнодушно, неприязненно, могли и оскорбить, так что молодой человек испытывал каждый день немалый стресс, но ему очень помогала молитва, с которой он постоянно обращался к святому Артемию. Денег подавали совсем немного, однако на них все-таки удалось купить хорошее напрестольное Евангелие и духовные книги.
В октябре он вернулся в монастырь и в этом же месяце ему дали подрясник. В то время Сергей нес послушание уставщика, пек хлеб и просфоры.
Спустя месяц, 11 декабря 1993 молодой послушник принимает иноческий постриг. А 25 августа 1994 года его постригают в мантию с именем Рафаил (именно так звали первого настоятеля Веркольского монастыря в 17-м веке).
20 февраля 2000 года владыка Тихон (Степанов) рукоположил отца Рафаила в сан иеродиакона, а 18 марта 2001 года – в сан иеромонаха.
Пять лет отец Рафаил нес послушание на монастырском подворье в районном центре Пинежского района – Карпогорах. Он следил за порядком, пел на клиросе, а когда стал иеромонахом, то начал вести службы. Местные жители очень любили молодого монаха. Он учился у них открытости, доброте и радушию, присущих северянам. Бабушки приносили ему пироги, ягоды, грибы, рыбу, старались повкуснее накормить. И он отвечал им взаимной любовью и душевным теплом. Навещал стареньких бабушек дома. В Карпогорской школе батюшка проводил занятия в младших классах, и детишки всегда радостно его встречали, а потом и на подворье к нему приходили.
Через несколько лет он стал окормлять православный приход на родине праведного Иоанна Кронштадтского в селе Сура. Каждую неделю он уезжал туда в субботу и возвращался в воскресенье (на первой и на Страстной седмицах Великого поста жил там по неделе и служил каждый день). Дорога в Суру была не из легких. Сначала пешком от монастыря до Пинеги. Переправа на лодке через реку. Пятьдесят километров на «буханке» по грунтовой дороге, в жару – в непроницаемом облаке пыли, в осенние дожди – как по стиральной доске. Снова через Пинегу на лодке или на катере. На другом берегу – два километра через поле пешком. (Позднее сделали паромную переправу, и уже можно было доехать до села на машине). Кроме Суры, отец Рафаил служил еще в деревне Остров и поселке Сосновка, который находится от монастыря на расстоянии в 90 километров. Батюшка не только служил, но и исполнял требы. За семнадцать лет священства отец Рафаил покрестил не одну сотню людей. В Суре он освятил купальню на чудотворном Николином источнике и поклонный крест, который поставили на дороге к нему.
В 2004 году иеромонах Рафаил заочно закончил Московскую Духовную Семинарию.
Сейчас у него два основных послушания – прием паломников и переписка с теми, кто обращается в монастырь, ища духовной помощи, совета и поддержки. Немало случаев, когда с кем-то из адресатов завязывается многолетняя переписка, и люди начинают помогать монастырю – шьют облачения, постельное белье, присылают денежные пожертвования и вещи. Иногда пишут, что молитва к праведному отроку Артемию и маслице, освященные на его раке, которое они получили от отца Рафаила, помогли справиться с болезнью.
О своем послушании священник сказал так: «Когда другим помогаешь, и тебе польза. Иногда не знаешь, что человеку ответить, но помолишься Господу, и Он обязательно подскажет тебе нужные слова».
Четверть века в монастыре – это немалый срок. Были, конечно, и скорби, и искушения, но желания уехать отсюда у отца Рафаила никогда не возникало. Веркольская обитель давно стала для него родным домом.
— Здесь я научился надеяться не на себя, а на Бога. Понял, что без смирения, терпения, покаяния и снисхождения к немощам других людей, невозможно чего-нибудь достичь и спастись. Без помощи друг другу жить в монастыре нельзя, и для меня очень важны слова: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6:2) – так закончил иеромонах Рафаил нашу беседу о его 25-летнем пребывании в Артемиево-Веркольской обители.

Людмила Соснина.

Фото Людмилы Сосниной и из архива монастыря.

Наместник Артемиево-Веркольского монастыря архимандрит Иосиф (Волков) с братией поздравляют отца Рафаила с этой юбилейной датой и желают ему духовного возрастания на благо родной обители.




Возврат к списку