Веркольскому монастырю подарили икону Владимирской Красногорской Божией Матери
Благотворитель из Архангельска Петр Васильевич Скачков передал в дар Артемиево-Веркольской обители икону Владимирской Красногорской Божией Матери. Подлинник образа не сохранился. Современную икону написали мастера иконописной мастерской "Создавая наследие" города Владимир. Они использовали литографии 1880 и 1915 годов.
Петр Васильевич Скачков бережно хранит литографию Владимирской Красногорской иконы Божией Матери (небольшое изображение на картонке 1915 года), которая осталась в их семье от его мамы Екатерины Киприяновны Скачковой (Панкратовой). Осенью 1941 года Екатерина Киприяновна была на оборонных работах в Карелии. Во время Великой Отечественной войны с весны до осени работала в колхозе, а зимой отбывала трудовую повинность на лесозаготовках. Образ Пресвятой Богородицы был вместе с ней, и от частого обращения сильно затерт в нижней части.
Петр Васильевич решил побольше узнать об этой иконе, и после информации, которую он получил от разных людей и из книг, ему захотелось воссоздать этот образ. Он связался с иконописцами из Владимира, которые и написали икону.
Людмила Соснина.
Красногорская (Черногорская) Владимирская икона Божией Матери известна с 1603 года. Игумен Варлаам, служивший в храме Воскресения Христова в Кевроле, на реке Пинеге, имел у себя список с Владимирской иконы Божией Матери. В 1603 году он услышал во сне кроткий женский голос, указывающий ему передать Владимирскую икону священнику Мирону. Через некоторое время к игумену Варлааму пришел для сбора святительской дани священник деревни Юролы по имени Мирон. Игумен поведал ему о своем сне и узнал, что близ Юролы есть пустынная гора, называемая Черной, которая была бы удобной для устроения обители. Игумен Варлаам передал свою икону иерею Мирону, который поставил святыню в местной церкви. От принесенной иконы совершилось исцеление местной жительницы Марфы, которой во сне явилась Матерь Божия и указала место, куда иерей Мирон должен перенести Ее образ, что иерей и исполнил. Водрузив на Черной горе крест, Мирон приступил к строительству храма, имея помощником пришедшего из Москвы монаха Иону. Иерей Мирон принял иноческий постриг от игумена Варлаама с именем Макарий. Он предпринял путешествие в Москву, привез грамоту на постройку храма и сооружение монастыря на Черной горе. В 1608 году возведение церкви было закончено и она была освящена в честь Похвалы Богородицы. Обитель, основанная при храме, получила наименование Красногорской (отсюда еще одно название чудотворной иконы), а иеромонах Макарий был возведен в сан игумена. Чудотворная Владимирская икона Божией Матери, подававшая исцеления всем с верой притекающим к ней, была поставлена в церкви.
Последние сведения об иконе
В последние месяцы 1919-го — в начале 1920-х годов выяснилось, что пред чудотворными иконами хотят помолиться прихожане не только ближайших к Пинеге приходов, но и в верховьях одноименной реки. Исполнявший обязанности епископа Архангельского и Холмогорского Павел (Павловский) января 1920 года принял решение: «Признавая великую пользу от посещения св. чудотворными иконами Красногорской обители приходов Архангельской епархии вообще, смею ожидать таковую же пользу и для приходов, расположенных выше г. Пинеги… Оповестить о предстоящем посещении по возможности каждого прихода епископом с чудотворной иконой Божией Матери Владимирской, а настоятелю Красногорской обители отцу архимандриту Григорию сообщить для сведения, что епископ сам лично прибудет в названную обитель и отсюда уже начнется посещение приходов». Его выезд из Архангельска в Пинежский уезд намечался на 20 января (н.ст.) 1920 г.
Уже 16 января 1920 года из Никитинской волости были посланы три лошади за «иконой Красногорской Божией Матери». Как значилось в телеграмме, «…население верховских волостей весьма желают принять защитницу рода христианского…».
Иеромонах Сергий, отправившийся сопровождать икону, через некоторое время в письме архимандриту Григорию сообщил, что в Карпову гору они прибыли благополучно, только по случаю сильных морозов и отсутствия сена дорогой по домам с иконой нигде не ходили. «…Лошадей кормили неподолгу, и не успеешь отогреться, снова отправляешься дальше. Служили только на квартирах, прибыли в Карпову гору 15 января (даты написаны так в документе). Владыка служил в Карповой горе 16 января, 18 — в Шотовой горе, 19 — в Кеврольской Троицкой церкви. В эти дни икона освобождалась после двух часов. Остаток дня и ночами обхожены приходы Карпогорский, Шотогорский и половина прихода Кеврольского-Троицкого. 20 января Владыка с отцом Спиридоном и о. Феоктистом и с иконой отправились в Верколу, Суру и Нюхчу. Обещали возвратиться в Кевролу и для служения в Покшеньге через 10 дней. Я и Алексей ожидали их возвращения в Кевроле, ибо ехать в Нюхчу нам незачем, бесцельно. По домам там не будет времени ходить. Осталось ходить здесь пять приходов, ...ежели не обходить, прихожане обидятся. Останется дней пять, считая еще дней 5 для дороги в монастырь, где Владыка просил нас приворачивать по дороге в церкви. Теперь просим известить нас письменно или телеграммой в случае недостатка времени, оставлять ли нам недохоженными здешние приходы и возвращаться в монастырь к воскресенью сыропустному или доканчивать здешние приходы и возвращаться в монастырь на 1-е воскресенье поста. Ибо приходы Спасской, Косковский, Лявленский и Уемский можно охватить на 4-й седмице поста, послав иеромонаха из Архангельска. А нынче известить священников, что по случаю посещения фронта икона бы к ним вернулась в нынешний год позже, а именно, я думаю, к 4-й седмице. Просим сообщить вашу волю, мы согласны на все. Владыка на обратном пути обещался служить у нас в монастыре. Простите, просим ваших и братских св. молитв, грешный иеромонах Сергий. Адрес: Карпогорское почт. В Кеврольскую земскую управу, Ивану Алексеевичу Фефелову для передачи иеромонаху Сергию»26. Из истории Красногорской Владимирской иконы Божией Матери
О том, как далее проходила поездка епископа Павла и сопровождавших его монахов, установить не удалось, хотя известно, что в феврале 1920 года он был уже в Пинеге и просил архимандрита Григория прибыть в собор для совершения 15 февраля Литургии.
Первые месяцы после смены власти в Пинеге руководству уезда было некогда заниматься вопросами церковно-государственных отношений. Читая письмо, направленное архимандриту Григорию от председателя Пинежского приходского совета В.И. Драгина, датированное 5 июня 1920 года, узнаем, что «по примеру прежних лет завтра состоится в Пинеге молебствие с крестным ходом вокруг города, на каковой всегда принимали участие и Вы с чудотворною иконою Казанской или Владимирской Божией Матери, а потому, сообщая, что разрешение как на привоз иконы, так и на совершение молебствия с крестным ходом от правительства мною уже получено и, присылая потребных для приезда лошадей, прошу не отказать посетить нас и ныне помолиться с нами. Желательно… сегодня 5 июня ко Всенощной…».
Татьяна Санакина.
Сийский хронограф № 9-10 2007-2008 г., стр. 7, 8.