Престольный праздник на архангельском подворье Веркольского монастыря

Престольный праздник на архангельском подворье Веркольского монастыря 6 Декабря 2020

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий совершил Божественную литургию в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского на подворье Артемиево-Веркольского монастыря
Владыке сослужило городское духовенство, пел малый состав архиерейского хора под управлением Татьяны Горшковой.
Проповедь по запричастном стихе произнес священник Назарий Ярема.


После богослужения митрополит Корнилий обратился к прихожанам со словом назидания. Ниже приводим полный текст архипастырской проповеди.
 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня, с продолжающимся праздником Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и с праздником блаженной памяти святого благоверного князя Александра Невского, в честь которого освящен этот святой храм.
Сегодня Господь наш Иисус Христос в евангельском чтении говорит нам о том, что каждый человек, живущий на земле, должен помнить час смертный. Недаром святые отцы говорят такие слова: «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь». Наш богомудрый русский народ говорил в свое время так: «Смерть не за горами, а за плечами». Сокрыто от нас, когда наступит минута перехода из земной временной жизни в жизнь вечную, которую сегодня мы себе уготовляем.
Господь недаром сказал притчу о безумном богаче. Почему же богач безумен? Господь дал ему хороший урожай в поле, лишнюю часть можно было раздать бедным, малоимущим, тем, кто нуждается в помощи. Но этот человек рассуждал так: «Сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: "Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись". Но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?»
В библейской Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова мы читаем такое поучение: «Во время сытости вспоминай о времени голода и во дни богатства — о бедности и нужде». Мы должны всегда думать, как помочь нашим ближним. Святитель Иоанн Златоуст говорил такие слова: «Здесь оправдание покупается недорогой ценой: ничего не стоящим куском хлеба, дешевой одеждой, чашей холодной воды: "кто напоит чашей холодной воды, не потеряет награды своей", говорит Учитель духовной купли. За чашу студеной воды есть награда, а за одежды и деньги, подаваемые с целью благодеяния, не будет награды? Наоборот, даже великая награда». Если же совсем ничем не можем помочь ближнему, можно горячо помолиться за него Господу, и Бог вменит это в благое дело.
Святитель Василий Великий говорит такие слова: «Богачи! Вы имеете леса, поля, луга, сады, пруды, рощи, а маленький уголок земли, имеющий два шага в ширину и шесть в длину, будет вашим жилищем. Вам нужен будет только этот маленький клочок земли, саван и дощатый гроб». Если ты богач, повествует дальше святитель Божий, у тебя много золота, попробуй откупиться от болезни и смерти. Никогда этого не будет, ибо Господь знает час нашей кончины.
В житии святого блаженного Василия, который был подмастерьем сапожника, описывается такой случай. Пришел купец, отдал богатый материал и сказал: «Сшейте мне такие сапоги, чтобы я их носил десять лет, и им не было износа». Блаженный засмеялся, и лишь только ушел этот купец, он стал кроить тапочки на смерть ему. Когда увидел это сапожник, был в ужасе. Но тут же пришли посыльные и сказали, что купец скончался, и купчиха просит сшить тапочки на смерть. Тогда сапожник спросил блаженного, почему же он так сделал. Он ответил: «Как только купец попросил сшить сапоги, которым бы не было сноса, ангел смерти уже стоял при нем и ждал удобного момента разлучить его душу от тела. Поэтому я начал кроить тапочки, потому что они в скором времени его понадобятся».
В завершении сегодняшнего евангельского чтения мы слышим, что Господь говорит, чтобы мы в Бога богатели. Что это означает? Святые отцы предлагают нам такую притчу. У одного человека были три друга, одного из них он очень любил и почитал, второго любил, но не очень, а третьего совсем не любил. Правитель их страны вызвал этого человека к себе и сказал: «Иди в страну далечу и предстанешь там пред престолом царя великого и будешь давать ответ». Тогда он пришел домой опечаленным и призвал друзей, чтобы они пошли с ним в страну далечу. Первый друг сказал, что никуда с ним не пойдет, второй сказал, что сможет проводить его только за стены города, но не далее. Третий друг, которого он не любил, подошел и сказал, что пойдет с ним туда и у престола царя великого будет вместе с ним говорить. О чем же повествует сия притча? О судьбе всего человечества. Первый друг, которого мы любим, — это слава, богатство и почет. Лишь только мы закроем земные очи, всё это остается на земле, второй друг — это наши близкие, домашние, которые проводят нас даже до могилы, но дальше не смогут с нами пойти и помогать нам. А третий друг, которого мы недолюбливаем, — это наши христианские добродетели, пост, молитва, дела милосердия, который призван совершать каждый христианин. Эти добрые дела и пойдут с нами к престолу Божию и будут свидетельствовать там о том, что непраздно мы прожили нашу земную временную жизнь. Никто здесь не родился к жизни, все рождаемся к смерти. А смерть — это рождение к будущей блаженной жизни. Господь строго будет с нас спрашивать, как мы провели нашу земную жизнь.
Святой великий князь Александр Невский, память которого мы сегодня совершаем, не был бедным человеком, его положение в обществе было высоким, он имел и славу, и богатство, и почет, но это не стало преградой между святым князем и Господом Богом. Потому что он совершал все дела христианской добродетели. Он исполнил все заповеди Божии, был милостив ко всем нуждающимся и свое богатство употреблял для дел милосердия.
Он жил в нелегкое время, когда с Востока шла огромная монгольская орда, а с Запада — ливонские рыцари. Но он сумел сохранить Русскую землю в чистой православной вере. Святым добрым христианским житием он стяжал благодать Святого Духа. Мы видим по его кончине, что Господь сподобил его дара чудес и чудотворения, когда после своего отпевания он из гроба протянул руку и взял сам разрешительную молитву. Пусть его житие научает нас доброму христианскому примеру и христианскому жительству. Господь по его молитве да сохранит Церковь нашу Православную, Отечество наше Российское от всех врагов видимых и невидимых. Пусть его жизненный подвиг научает нас, как нам нести достойно жизненный крест.
В дни святого Рождественского поста пусть Сам Господь научит нас истинному покаянию, чтобы мы все приготовились к встрече светлого спасительного праздника Рождества Христова, очистились от греха, пороков и страстей, чтобы достойно и праведно мы поклонились Рожденному Богомладенцу Христу Спасителю.
Всех вас, дорогие мои, сердечно поздравляю с праздником!
С сайта Архангельской епархии.




Возврат к списку