Праздник Рождества Христова в Веркольском монастыре Фоторепортаж. Часть вторая.
Слово по освящении нижнего храма собора в честь Рождества по плоти Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа в Веркольской обители 15 июня 1897 года:
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. (Псал. 83,1).
- Вот освящен и еще один храм благодатию Христовою в этом величественном небоподобном соборе Веркольской обители: вчера верхний, сегодня - нижний. Красота и благолепие того и другого одинаково приятны. Что-то родное, жизнерадостное, святое, привлекательное чувствуем в христианском храме, так что невольно восклицаешь с Царем Пророком: коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Храм есть дом Божий, селение Господне; тут жизнь, отрада, покой нашего сердца; тут защита наша от врагов видимых и невидимых; тут изливаем мы душу свою пред Господом - Отцом нашим Небесным; тут главным образом совершается наше покаяние, примирение с Богом; тут преподается прощение и очищение наших грехов; в храме ежедневно читаем Слово Божие, просвещающее и умудряющее нас во спасение; в храме преподаются нам Божественные, животворящие и страшные Тайны, Пречистое Тело и Кровь Христовы; в храме совершается наше возрождение и духовное воспитание для Царства Небесного.
Возлюбленные братья и сестры! Всякий человек, кто бы он ни был - в порфире или в рубище, высокого рода или низкого, ученый или неученый, богатый или бедный, мужеский пол или женский, младенец, отрок, юноша, мужчина, старец - есть немощной, больной, грешный человек; ибо всякий с самым рождением на свет наследует от родителей душу расслабленную, омраченную и оскверненную грехом, и первый, кто с истинною Божиею любовию встречает его появление на свет - это Церковь, которая с самого рождения и до смерти берет его, по воле Божией, под свое небесное руководство и во всю жизнь заботиться о его духовном воспитании, покаянии, исправлении и спасении, питая и укрепляя его духовно словом Божиим, Богослужением и Таинствами. Она его первая, Богом данная ему, наставница и руководительница, она его духовная мать, неизменно любящая его при жизни и по смерти. Она его врач духовный, врачующая его недуги душевные и телесные; а потому церковь или храм Божий, в котором мы пользуемся всеми ее попечениями, должен быть всегда искренне любим и почитаем нами.
Человек, сотворенный по образу Божию, с душою разумною и бессмертною, есть глубоко и страшно падшее существо, состоящее во вражде с Творцом своим, и кроме Церкви никто не может примирить ее с Богом, ибо только Церкви, то есть ее священнослужителям и больше никому, дана от Бога власть и благодать примирять человека с Богом. "Бог бе во Христе мир примиряя себе, (не вменяя им согрешений их), и положив в нас слово примирения", говорит Святой апостол Павел (2 Коринф. 5,18 и 19). И это примирение совершается в храме посредством молитв и Таинств. Как же поэтому не любить дома Божия, селения славы Господней, где примиряется с нами Господь, непрестанно прогневляемый нами, преклоненный Богоприятными молитвами и Таинствами? Оттого-то в храме часто возносится покаянный вопль верных душ о помиловании: «Господи, помилуй!»
Только в Церкви заключается всякая истина, откровенная Богом для нашего блага и спасения, в мире же господствует всякая ложь и прелесть грехов и страстей, омрачающая и губящая человечество; прелесть похоти плотской, похотей очей и гордость житейская, всякая книжная ложь, печатаемая некоторыми заблуждающимися писателями; только в Церкви, в храме, человек может избавиться от обаяния этой прелести и увидеть все вещи в истинном свете и ходить, и жить в истине и правде. Как же не уважать и не любить храма, это небесное селение на земле, где мы познаем всякую истину и правду, и прелесть, и обман греха!
Наконец, Церковь указывает каждому из нас истинную цель жизни, и в храме Божием человек постоянно слышит, что главная цель его жизни - подвизаться всеми силами против греха, стремиться ко всякой добродетели, чтобы достигнуть возможного подобия Первообразу своему - Отцу Небесному, от Которого удалили и отчуждили нас грехи; она указывает ему на Небесное Отечество, как конечную цель его земной жизни, между тем как мир совершенно извращает понятие человека о жизни и учит его искать цели жизни только на земле в богатстве и собирании сокровищ, в наслаждении пищей и питием, в нарядных одеждах, в достижении земных отличий и преимуществ, в разных играх и увеселениях, в чтении исключительно светских суетных, а иногда и разврату научающих книг. Многие, следуя этой мирской прелести и мечте, занимаются исключительно только своим телом и попечениями о его здравии и красоте, удовольствиях, земной славе, снискании богатства всякими путями, не радя совершенно о душе бессмертной, оставляя ее погибать в окаянстве, бедности, нищете, слепоте и наготе.
Итак, храм Божий или Церковь Божия есть наша мать, наша учительница, руководительница к животу вечному, наш врач душевный и телесный, наша питательница, просветительница, она одна указывает нам истинную цель жизни; она одна нас примиряет с Богом, спасает и приводит к Нему примиренными, уготованными, богоугодными, и кроме ее - никто. Как же не любить нам свою церковь или храм Божий? О, сколь возлюбленны селения Твоя, Господи сил! Сколь ты для меня досточтим, храм Божий! Все в тебе достолюбезно и досточтимо; и Престол Божий, на котором невидимо восседит Господь, и жертвенник, или предложение, где уготовляются Святые Дары для священнодействия; лики Господа, Богоматери, и лики всех Святых; приятен твой фимиам - знамение благодати Духа Святого; приятны твои светильники - знамения всепросвещающего Света Божия и Божественного огня и горящих в молитве сердец; достолюбезны священнослужители, совершающие в нем непрестанно службы Божественные и пречудную и животворящую Тайну Тела и Крови Христовых.
Дай Бог, чтобы все христиане тебя любили, к тебе стремились, как любил свой храм Давид, царь и пророк, и тебе духовно веселились, как веселился он, когда говорили ему: пойдем в дом Господень. Аминь."
«Дивны судьбы Божии касательно Веркольской обители. Я помню ея крайнее убожество и бедность: деревянная, низкая, ветхая ограда окружала малую, каменную церковь, в которой почивают мощи угодника Божия, праведного отрока Артемия; были в ограде еще два или три деревянных здания. Обитель была заштатною; начальником ея был строитель с пятью или шестью монахами, но он мало заботился об ея устройстве, и она клонилась к совершенному упадку. Сколько раз она была истребляема пламенем в прошедших столетиях и опять возобновляема! Но вот, наконец, с половины нынешнего столетия и для нея наступает время возрождения и славы. Волею архипастырей архангельских стали назначаться в настоятели ея благочестивые и ревностные иеромонахи, которые начали заботиться об ея благосостоянии, а в шестидесятых годах сделан был настоятелем ея иеромонах Кожеозерского монастыря, впоследствии возведенный в сан игумена, Феодосий, муж образованный, благочестивый, предприимчивый, ревнитель благолепия и всякого благочиния, который своими разумными, неусыпными стараниями соорудил около нея высокую каменную ограду, а в ней величественную колокольню с благозвучным звоном, и в ней (колокольне) устроенным храмом. Построил еще деревянный храм с братскою столовою и корпус для братии с деревянным большим корпусом для настоятеля, украсил и обогатил обитель, и за свои ревностные труды и благочестивую жизнь возведен был в сан архимандрита».