Артемиево-Веркольский монастырь: тридцать лет возрождения

30 Декабря 2021

Тридцать лет назад, 25 декабря 1991 года, Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть Артемиево-Веркольский монастырь.
Много событий произошло за эти годы в обители. Тысячи людей побывали в нем, кто трудниками, кто паломниками. Некоторые приезжали всего на один день, но есть и те, кто живет здесь почти три десятилетия. Конечно, важно, что реставрируются храмы, жилые и хозяйственные постройки, но гораздо важнее, как преображаются души людей, как меняется их жизнь.
Обо всех, кто жил в разные годы в монастыре поведать невозможно, поэтому в сегодняшней публикации небольшие рассказы лишь о пяти людях, судьба которых очень тесно связана с Веркольской обителью.
Возрождение монастыря началось по инициативе Людмилы Владимировны Крутиковой-Абрамовой, которая впоследствии говорила, что это дело было одним из главных в ее жизни.
Первый насельник, отец Иоанн Василикив (позднее он принял монашеский постриг с именем Иоасаф) приехал в монастырь 18 октября 1990 года. Через месяц священник послужил первую литургию в Никольском пределе Артемиевской церкви.
Вот что рассказали об отце Иоасафе люди, которые помогали ему в возрождении обители:
– Отца Иоанна быстро приняли за своего и в Верколе, и в районном центре Карпогорах. В монастыре, помимо служб и треб, он сам стеклил окна, ремонтировал печи, приводил в порядок полы, штукатурил стены... Как-то в шугу отец Иоанн снимал с мели лодку по колено в холодной воде и сильно простудился. Однажды ему пришлось одному разгрузить целую машину кирпича, и он «заработал» радикулит. Своим неутомимым примером батюшка вдохновлял на добрые дела многих людей, и они стали его активными помощниками. Он был очень общительный. Постоянно ездил по пинежским деревням и поселкам, в Архангельск, Москву, Санкт-Петербург, искал заинтересованных людей, чтобы помочь возрождению монастыря. Отцу Иоасафу, конечно, было трудно. Он практически в одиночку проделал огромнейшую работу. Батюшка покорял всех своей доброжелательностью и спокойствием. К тому же он был прекрасным духовником.
В 1993 году в монастырь из Ярославля приехал восемнадцатилетний юноша Сергей Бурмистров. Уже в следующем, 1994-м, его постригли в мантию с именем Рафаил (именно так звали первого настоятеля Веркольского монастыря в 17-м веке). А 18 марта 2001 года владыка Тихон (Степанов) рукоположил отца Рафаила в сан иеромонаха.
— О монастырях, которые были до революции, я читал в книгах, что там стояли величественные храмы, и подвизалось много насельников. Здесь я увидел полуразрушенные корпуса и церкви и человек десять трудников. Но уезжать мне отсюда не захотелось.
Нам давали очень много послушаний. Первым делом покрасили иконостас в Артемиевском храме. В лесу заготовляли дрова, вывозили их, пилили и кололи. Стал алтарничать. Топил в Артемиевской церкви огромную печь. Поставили меня поваром на трапезу. Продуктов не хватало. Картошку варили только по праздникам. Коров тогда еще не завели, поэтому молоко пили очень редко. Но, несмотря на эти трудности, была такая ревность, можно даже сказать – подвиги, что я о том времени только со вздохом вспоминаю.
В монастыре я научился надеяться не на себя, а на Бога. Понял, что без смирения, терпения, покаяния и снисхождения к немощам других людей, невозможно чего-нибудь достичь и спастись. Без помощи друг другу жить здесь нельзя, и для меня очень важны слова: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6:2) – так закончил иеромонах Рафаил наш беседу.
Владимир Меньшиков приехал в монастырь в июле 1996 года. Был ему тогда 21 год.
— Увидел разруху, но место понравилось, природа живописная. Из братии в то время были игумен Иоасаф, иеромонах Артемий, монах Рафаил, послушник Александр. И еще человек 25 трудников, многие из которых пришли в монастырь после отсидки в местах заключения, из них никто не остался. В Великий пост пришлось всех попросить отсюда, потому что их поведение не соответствовало сему месту.
Здесь близость души к Богу. Его попечение приводит даже в какой-то страх, так близок Бог и до таких мелочей.
В монастыре я научился читать, в основном это были книги святителя Игнатия Брянчанинова. Можно сказать, что он стал моим духовным отцом. Вот так я здесь жил, жил и корни пустил. Проходили год за годом. Потом пришло решение принять монашество и остаться в обители. В 1998 году принял монашеский постриг с именем Венедикт, а в 2000 был рукоположен в сан иеромонаха.
Очень много народу прошло через монастырь. Даже монахи приезжали из разных уголков России, пробовали себя, но не выдерживали, уезжали. Для многих людей здесь слишком сурово. С одной стороны - лес, с другой - река. Весной и осенью сюда вообще не переехать. Зимой всего несколько дорожек - до храма, трапезной и в братский корпус, да еще до Верколы.
Пусть люди пришли из тюрем, ошибок много наделали, но они ищут Бога, ищут высвобождения от греха, страстей. Но приезжают и те, у кого высшее образование, жилье. Потому что душа-христианка не может ничем напитаться. Счастье ведь не в хорошей машине, жене и зарплате. Это внутреннее состояние. Единение с Богом и дает ощутить это счастье, это благо.
Наместник монастыря архимандрит Иосиф (Волков):
— Когда мы с отцом Варнавой (Лосевым) в 1998 году приехали в Веркольский монастырь, то встретили здесь лишь монаха Рафаила, инока Владимира и трех послушников. Отца Варнаву и меня вскоре рукоположили в иеромонахов. Монастырь возглавил игумен Варнава (Пермяков). Жили все очень дружно, сразу же установилось единодушие всей братии.
С этого времени в монастыре каждый день стал совершаться полный круг богослужений. Вставали в три часа ночи. Полчетвертого начиналась служба. После вечерней трапезы снова служба и чин прощения. Года три так подвизалась. Но потом, по состоянию здоровья насельников, службу пришлось частично изменить, хотя полный круг богослужения совершается ежедневно.
Спустя два года владыка Тихон назначил меня наместником. Сейчас в монастыре около 40, а порой доходит и до 70 насельников.
Разные люди приезжают в обитель. Год-два поживут, потом определяются, какой путь избрать. Есть трудники, которым просто некуда деться. Иногда для человека монастырь – это спасительная пристань, где он старается справиться со своими страстями. Поживет какое-то время, кто год, кто пять, и решает, что жизнь наладилась. Покидает монастырь, заводит семью и больше не возвращается к старым грехам. К сожалению, есть и такие, кто в миру срывается. Некоторые снова к нам возвращаются, однако случаются и трагические случаи, заканчивающие гибелью человека.
Приезжают в нашу обитель и те, кто хочет со временем принять постриг и послужить Богу в иноческом чине. Какое у человека может быть в монастыре утешение? Только молитва. Если он будет заставлять себя молиться, то со временем этот тяжелый труд станет приносить ему большую радость.

Владимир Ташходжаев вырос в Таджикистане, недалеко от Душанбе. Там же он окончил школу и факультет биологии Таджикского университета.
После окончания университета Владимир работал в отделе охраны окружающей среды и природных ресурсов Таджикской Академии Наук.
В 2000 году он приехал в Артемиево-Веркольский монастырь.
Отец Лазарь так вспоминает о своих первых впечатлениях:
— Мне все очень понравилось, и обитель, и люди, и природа. Здесь все по-особому. Если бы я раньше знал, что на севере так хорошо, то давно переехал бы сюда жить. Меня очень удивляло, что в октябре уже лежал снег, который так и не растаял до весны.
Несмотря на то, что у Владимира было высшее образование, он пять лет смиренно нес в монастыре различные послушания – мыл посуду в тазиках, убирал на скотном дворе, заготовлял дрова в лесу, пас коров. Отец Лазарь говорит, что послушания, не отвлекающие на общение с другими людьми, позволяли ему сосредоточиться на молитве.
Немало интересного рассказал отец Лазарь о его первых годах в монастыре:
— Мы жили в кельях по шесть-восемь человек. Связи с внешним миром почти никакой не было, один стационарный телефон на всех, да и тот плохо работал. Мы много читали. В то время стали выпускать хорошие духовные книги, и все радовались каждой новинке.
Несмотря на то, что в кельях было так много людей, жили дружно, все конфликты сразу же гасились. Очень много приходилось трудиться. Ездили в лес заготовлять дрова. Нам выделяли делянку. Мы сами валили деревья, обрубали сучья, трактором вывозили хлысты в монастырь, здесь их пилили и кололи. Печки старые, дрова сырые. И зимы стояли более суровые, морозы доходили до 45-50 градусов. Но эти бытовые трудности никого не смущали, главное, что каждый день совершались службы в храме. Тем, кто хочет молиться и спасаться, такая возможность в нашем монастыре всегда была и есть.
В 2005 году Владимир принял монашеский постриг, и его нарекли в честь Лазаря Четырехдневного. А через год рукоположили в сан иеродиакона.
На вопрос о том, что главное для него в монастыре, отец Лазарь ответил:
— Сила благодати, продолжающая жить в этой обители. Духовная радость, которая приходит к человеку через преодоление трудностей. Укрепление в вере, и возможность изменить свою жизнь в лучшую сторону молитвами праведного отрока Артемия.
Людмила Соснина.
Фото Людмила Соснина и из архива монастыря.

Поздравляю насельников и всех, кто помогал и помогает Веркольскому монастырю, с юбилеем нашей обители!
Благодарю за понесенные труды!
Желаю вам здравия душевного и телесного, духовного возрастания и спасения! Да хранит вас Господь молитвами Пресвятой Богородицы, Небесных покровителей нашего монастыря – святого праведного отрока Артемия и святителя Николая Чудотворца!
Наместник Артемиево-Веркольского монастыря архимандрит Иосиф (Волков).


На снимках: 1. Л.В. Крутикова-Абрамова и иеромонах Иоасаф (Василикив), праздник пр. Артемия, 5 августа 1991 г. 2. Иеромонах Рафаил (Бурмистров). 3. Иеромонах Артемий (Козлов). 4. Иеромонах Венедикт (Меньшиков). 5. Иеромонах Алексий (Тетерин) (+2000) 6. Игумен Варнава Пермяков) (+2001). 7. Игумен Варнава (Пермяков), Архангельский епископ Тихон, Костромской епископ Александр, Л.В. Крутикова-Абрамова, Тираспольский епископ Юстиниан. 1998 г. 8. Архимандрит Иосиф (Волков). 9. Иеромонах Варнава (Лосев). 10. Иеродиакон Лазарь (Ташходжаев). 11. Иеромонах Лазарь (Ташходжаев) и монах Антоний (Шубин). 12. Иеромонах Артемий (Котов) (+2017). 13. Монах Иннокентий (Коровин). 14. Игумен Феодосий (Нестеров).  15. Архимандрит Иосиф (Волков) и игумен Феодосий (Нестеров). 16. Иеродиакон Матфей (Барков). 17. Иеромонах Прохор (Кузнецов). 18. Монах Тимофей (Таюрский) и инок Феофан (Давыдов). 19. Иеродиакон Николай (Лабутин) (+2021). 20. Монах Серафим (Варакин) (+2019). 21. Монах Петр (Петров). 22. Игумен Митрофан (Охалов).



Возврат к списку