В Веркольском монастыре отметили 125-летие освящения Успенского собора
В Артемево-Веркольском монастыре в день 125-летия освящения верхнего соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы наместник обители архимандрит Иосиф (Волков) послужил в нем молебен Божией Матери.
Пели монах Тимофей (Таюрский) и инок Феофан (Давыдов).
В молебне Пресвятой Богородице приняли участие насельники монастыря и жители деревни Веркола.
125 лет назад, 14 июня (по старому стилю) 1897 верхний храм собора в честь Успения Пресвятой Богородицы освятил настоятель обители архимандрит Виталий (Вяземский). На следующий день нижний храм в честь Рождества Христова освятил протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Ильич Сергиев.
К сожалению, в годы безбожия с крыши собора было снято железо, внутрь стал протекать дождь, начала обваливаться штукатурка, исчезать роспись, стены покрывались плесенью. Школьники и туристы оставляли на стенах свои «иероглифы», поднимаясь по иконостасу на самый верх. Иконы исчезли. В нижнем храме располагалась тракторная мастерская. Когда в обители вновь появились монахи, стали приезжать паломники, которые убрали из собора огромный куч мусора. Насельники закрыли крышу железом. С помощью вертолета установили купол с крестом.
17 августа 2012 года в Божественную литургию в Успенском соборе послужили председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, наместник Артемиево-Веркольского монастыря игумен Иосиф (Волков), священники обители и Пинежского благочиния.
Из истории Успенского собора.
Еще в январе 1887 года братия Веркольского монастыря во главе с тогдашним настоятелем архимандритом Ювеналием обратились к правящему архиерею Нафанаилу с просьбой о разрешении строительства в обители нового храма. К рапорту был приложен чертеж.
Но строительство собора началось только через три года, 17 сентября 1891 года при архимандрите Виталии (Вяземском). Завершилось оно через шесть лет в 1997 году. Стоимость работ сто тысяч рублей. На его строительство отцом Виталием не было израсходовано ни одной копейки из основного монастырского капитала, который еще и увеличился почти вдвое, против оставленного его предшественниками.
Этот храм стал настоящим украшением монастыря.
Сохранилась подробная опись собора. Приведем несколько выдержек из нее.
Высота храма 19 саженей. Наружные стены выложены колонками, арками и карнизами. В верхнем этаже с наружной стороны вокруг собора устроена терраса с железной решеткой. Кровля над папертью крыта белым железом и усеяна золочеными звездами. Собор имеет пять глав. Все они усеяны золочеными звездами. На главах водружены железные золоченые кресты на медных шарах с золочеными цепями. Снаружи собор украшен 57 иконами, писанными на холсте различного размера.
Нижний храм в честь Рождества Христова – теплый, отапливается тремя изразцовыми печами, одна в алтаре и две – в западной части церкви.
Предалтарный иконостас верхнего этажа четырехъярусный, соснового дерева, резной работы, весь вызолочен, сверху увенчан крестом, резьба на иконостасе липового дерева. Между иконами резные колонки на тумбах с канителями, над колонками резьба в виде кровли, так что вид иконостаса показывает каждую икону в отдельных киотах. Высота иконостаса с крестом 16 аршин и ширина 22 аршина. Царские врата из липового дерева резной работы, золоченые.
На первой площадке лестницы с южной стороны икона святителя и чудотворца Николая и святого праведного Артемия, с северной – икона Казанской Божией Матери, все на кипарисных досках с золотым чеканом в киоте.
В верхнем и нижнем храмах запрестольные кресты металлические, позлащенные с эмалью. Распятие Спасителя и другие изображения эмалированные, утверждены на металлической тумбе.
В верхнем храме паникадило трехъярусное в 36 свечей, все позлащенное, внизу на шаре надпись: «Свет Христов просвещает всех», а еще ниже вычеканены четыре Евангелиста. Находится посредине храма. В алтаре находится паникадило в один ярус, в 9 свечей, все позлащенное. В нижнем храме п аникадило в один ярус в 7 свечей, белое с позлащенными цепями и бордюром, хрустальными подсвечниками, находится в алтаре. Паникадило двухъярусное в 24 свечи, белое с позлащенным крестом, с позлащенными цепями и бордюром, хрустальными подвесками находится посредине храма. Паникадила в один ярус в 12 свечей, белые с позлащенными цепями, с позлащенными бордюром, хрустальными подвесками находятся над правым и левым клиросами в западной части у входа в храм.
Новый собор поражал своей массивностью и изяществом внешней отделки.
Все иконы для Успенского и Христорождественских храмов написал палехский иконописец и реставратор Николай Михайлович Софонов. В далекой северном, труднодоступном Веркольском монастыре были иконы высочайшего художественного уровня, написанные в строго визинтийском стиле!
Стены в обоих храмах расписал художник Дмитрий Груздев. Краски, за исключением белил, приготовлялись и растирались на плите ручным способом.
14 июня 1897 года архимандрит Виталий в сослужении приснопамятного Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, иеромонахов монастыря и приезжих сельских священников при необыкновенно большом стечении народа торжественно освятил верхний храм в честь Успения Божией Матери. На другой день отец Иоанн в сослужении духовенства освятил нижний храм в честь Рождества Христова. По освящении обоих храмов отец Иоанн произносил назидательное слово.
Слово по освящении вновь сооруженного храма в Веркольской обители 14 июня 1897 года:
- Вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них, и буду им Богом… И потому выйдите из среды их и отделитесь говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас (2 Коринф. 6, 16-18).
О нашей обязанности устроять в себе, в своем сердце – храм Божий, и очищать себя от всякой скверны плоти и духа, творя святыню при содействии Божием.
Ныне совершилось, с благословения преосвященнейшего Иоанникия, епископа Архангельского и Холмогорского, освящение величественного и благолепного, вновь сооруженного храма сего. Благодарю Господа, сподобившего меня принять ближайшее участие в торжестве освящения. Дивны судьбы Божии касательно этой обители. Я помню ее крайнее убожество и бедность: деревянная, ветхая, низкая ограда окружала малую каменную церковь, в которой почивают мощи угодника Божия праведного отрока Артемия. Было в этой ограде еще два или три деревянные здания. Обитель была заштатной, начальником ее был строитель с пятью или шестью монахами, но он мало заботился о ее благоустройстве, и она клонилась к совершенному упадку. Сколько раз она была истребляема пламенем в прошедших столетиях и опять возобновляема!
Но вот, наконец, с половины нынешнего столетия, и для нее наступает время возрождения и славы. Волею архипастырей Архангельских стали назначаться в настоятели ее благочестивые и ревностные иеромонахи, которые начали заботится о ее благосостоянии, а в пятидесятых годах сделан был настоятелем ее иеромонах Кожеозерского монастыря, впоследствии возведенный в сан игумена, Феодосий, муж образованный, благочестивый, предприимчивый, ревнитель благолепия и всякого благочиния, который своими разумными, неусыпными стараниями, соорудил около нее высокую каменную ограду, а в ней величественную колокольню с благозвучным звоном, и в ней устроенным храмом. Построил еще деревянный храм с братской столовой и корпус для братии с деревянным большим корпусом для настоятеля, украсил и обогатил обитель, и за свои ревностные труды и благочестивую жизнь возведен был в сан архимандрита. Вскоре эта обитель из заштатной Святейшим Синодом сделана первоклассной, по ходатайству епископа Нафанаила и настоятели ее стали возводиться в сан архимандрита. Нынешний ее настоятель, архимандрит Виталий, ревнитель благолепия, воздвиг сначала каменный корпус для настоятеля, а теперь настоящий величественный храм, и вот он сияет и красуется, во-первых, благодатию Божиею, вселившуюся в него отныне по освящении Духом Святым, а потом и внешним благолепием и красотой. Ныне этот храм – небо земное; это дом Божий и сия врата небесные. Тут промысел Божий, и очи Господни день и ночь будут отверсты на храм сей и на входящих в него. Теперь ежедневно будет приноситься в нем страшная и всеспасительная жертва Богу-Отцу – Пречистое тело Христово, за нас ломимое, и Животворящая Кровь за нас и за многие изливаемая и нам преподаваемая в очищение грехов, в освящение, обновление и обожение. Еще одним святым местом спасительного жертвоприношение стало больше на земле; еще явилось место прибежище для душ христианских, ищущих примирения с Богом и соединения с Ним. Благодарение Господу, пекущемуся о спасении нашем и открывающему нам новые источники Своей благодати. Итак, новый храм готов, закончен, украшен, освящен, облагоухан кадильным фимиамом, освящен горящими светильниками; отныне Господь воссел на престоле Своем, но где царево пришествие, тамо и чин приходит, - по выражению церковной песни, то есть главные и ближние Царские чины, Царская свита. И здесь, в этом доме Небесного Царя, водворились все небесные и, во-первых, Превысшая всех тварей, Царица небеси и земли, Пресвятая Владычица наша Богородица, святые архангелы и ангелы, окружающие престол Божий при совершении литургии и Таинства Тела и Крови Христовых; святые патриархи, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, бессеребренники, праведные и все святые – вся Церковь Небесная, представляемая образно в святом иконостасе!
Но все ли тут? Все ли готово здесь для Небесного Царя, что Он хотел бы непрестанно здесь видеть и слышать, и обонять? Нет, не все. Здесь недостает нашей внутренней душевной чистоты и благолепия, недостает нашего духовного, сердечного, святого соответствия святыни храма и святости Господа и святых, здесь благодатно пребывающих. Ведь для нас и для вас, братия, здесь подвизающиеся, и для всех посещающих храмы Божии, создан и этот храм. Правда, мы по внешности украшаемся, но славы дщери Царевой, то есть души христианской, внутрь, в ее внутренней святости и красоте, - мы здесь присутствуем телом, но всегда ли присутствуем всем помышлением, всем сердцем, всем добрым произволением; всегда ли сердца наши горят верой и любовью ко Господу; всегда ли души наши благоухают смирением, кротостью, чистотой, целомудрием, милостью и правдой? Храмы рукотворные созидаются и освящаются для нас, чтобы мы, как живые камни, устрояли из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Итак, возлюбленные братия, мы сами должны быть нерукотворными, духовно благоукрашенными и благоуханными храмами Божиими. Вы храмы Бога Живаго, как сказал (Господь) Бог: вселюсь в них и буду ходить в них и буду им Богом. Какая любовь Творца к разумной Своей твари! Какое снисхождение! Какое тесное общение! Господь готов вселиться в нас, в наши сердца, эти нерукотворные храмы Божии, и жить и ходить в нас. Но всегда готовы сердца наши, чтобы мог войти и жить в них Господь, ибо они не очищены от всякой скверны плоти и духа от всяческих грехов и страстей. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего от у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? (2 Коринф. 6, 15 и 16).
Итак, мы должны уготовить, очистить и украсить свои внутренние храмы, свои души и тела, как уготовили себя к сошествию Святого Духа и принятию Его в день Пятидесятницы Апостолы и бывшие с ними и чаявшие Его пришествия.
Поспешим же уготовить для Господа свои нерукотворные храмы верою, горячею молитвою, покаянием, вниманием к себе, страхом Божием, всегдашним хождением в присутствии Божием, постоянным духовным бодрствованием над помыслами, чувствами, вожделениями, борьбою с находящими страстями, осторожностью в словах и делах, взаимною любовию. Господь более всего утешается нашею взаимною любовию, как Отец. Итак, скажу со святым Апостолом Павлом: «Любовь наша к другу да будет непритворна, отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою будущих нетленных благ, их око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах ближнего принимайте участие; радуйтесь о странноприимстве; благословляйте гонителей ваших, а не проклинайте; радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; не воздавайте никому злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми; не мстите за себя, но дайте место гневу Божию, ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, - говорит Господь. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Аминь. (Римл. XII, 9 – 21).
Слово по освящении нижнего храма собора – в честь Рождества по плоти Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа в Веркольской обители 15 июня 1897 года.
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. (Псал. 83-й)
О святом долге христианина любить храм Божий.
Вот и еще освящен храм благодатию Христовою в этом величественном небоподобном соборе Веркольской обители: вчера верхний, сегодня – нижний. Красота и благолепие того и другого одинаково приятны. Что-то родное, жизнерадостное, святое, привлекательное чувствуем в христианском храме, так что невольно восклицаешь с царем-пророком: коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Храм есть дом Божий, селение Господне; тут жизнь, отрада, покой нашего сердца; тут защита наша от врагов видимых и невидимых; тут изливаем мы душу свою пре Господом – Отцем нашим Небесным; тут главным образом совершается наше покаяние, примирение с Богом; тут преподается прощение и очищение наших грехов; в храме ежедневно читаем слово Божие, просвещающее и умудряющее нас во спасение; в храме преподаются нам Божественные, животворящие и страшные Тайны, Пречистое Тело и Кровь Христовы; в храме совершается наше возрождение и духовное воспитание для царства небесного.
Возлюбленные братья и сестры! Всякий человек, кто он ни был – в порфире или в рубище, высокого рода или низкого, ученый или неученый, богатый или бедный, мужеский пол и женский, младенец, отрок, юноша, мужчина, старец – есть немощный, больной, грешный человек; ибо всякий с самым рождением на свет наследует от родителей душу расслабленную, омраченную и оскверненную грехом, и первый, кто с истинною Божиею любовию встречает его появление на свет – это церковь, которая с самого рождения и до смерти берет его, по воле Божией, под свое небесное руководство и во всю жизнь его заботиться о его духовном воспитании, покаянии, исправлении и спасении, питая и укрепляя его духовно словом Божиим, Богослужениями и Таинствами. Она его первая, Богом данная ему, наставница и руководительница, она его духовная мать, неизменно любящая его при жизни и по смерти. Она его и врач духовный, врачующая его недуги душевные и телесные; а потому церковь или храм Божий, в котором мы пользуемся всеми ея попечениями должен быть всегда искренне любим и почитаем нами.
Человек, сотворенный по образу Божию, с душею разумною и безсмертною, есть глубоко и страшно падшее существо, состоящее во вражде с Творцом своим, и кроме Церкви никто не может примирить его с Богом, ибо только Церкви, то есть ея священнослужителям и больше никому, дана от Бога власть и благодать примирять человека с Богом. Бог чрез Иисуса Христа примирил нас с Собою и дал нам служение примирения, говорит св. апостол Павел (2 Коринф. 5, 18 и 19). И это примирение совершается в храме посредством молитв и таинств. Как же поэтому не любить дома Божия, селение славы Господней, где примиряется с нами Господь, непрестанно прогневляемый нами, преклоненный Богоприятными молитвами и Таинствами? Оттого-то часто в храме часто возносится покаянный вопль верных душ о помиловании: Господи, помилуй!
Только в церкви заключается всякая истина, откровенная Богом для нашего блага и спасения, в мире же господствует всякая ложь и прелесть грехов и страстей, омрачающая и губящая человечество; прелесть похоти плотской, похоти очей и гордость житейская и всякая книжная ложь, печатаемая некоторыми заблуждающимися писателями; только в церкви, в храме человек может избавиться от обаяния этой прелести и увидеть все вещи в истинном свете и ходить, и жить в истине и правде. Как же не уважать и не любить храма, это небесное селение на земле, где мы познаем всякую истину и правду, и прелесть, и обман греха!
Наконец, Церковь указывает каждому из нас истинную цель жизни, и в Храме Божием человек постоянно слышит, что главная цель его жизни – подвизаться всеми силами против греха, стремиться ко всякой добродетели, чтобы достигнуть возможного подобия Первообразу своему – Отцу Небесному, от Которого удалили и отчуждили нас грехи; она указывает ему на Небесное отечество, как конечную цель его земной жизни, между тем как мир совершенно извращает понятие человека о жизни и учит его искать цели жизни только на земле в богатстве и собирании сокровищ, в наслаждении пищей и питием, в нарядных одеждах, в достижении земных отличий и преимуществ, в разных играх и увеселениях, в чтении исключительно светских суетных, а иногда и разврату научающих книг. Многие, следуя этой мирской прелести и мечте, занимаются исключительно только своим телом и попечениями о его здравии и красоте, удовольствиях, о земной славе, снискании богатства любыми путями, не радея совершенно о душе безсмертной, оставляя её погибать в окаянстве, бедности, нищете, слепоте и наготе.
Итак, храм Божий или Церковь Божия есть наша мать, наша учительница, руководительница к животу вечному, наш врач душевный и телесный, наша питательница, просветительница, она одна указывает нам истинную цель жизни; она одна примиряет нас с Богом, спасает и приводит к Нему примиренными, уготованными, богоугодными, и кроме ее – никто. Как же не любить нам свою церковь или храм Божий? О коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Сколь ты для меня досточтим храм Божий! Все в тебе достолюбезно и досточтимо; и престол Божий, на котором невидимо восседает Господь, и жертвенник или предложение, где уготовляются Святые Дары для священнодействия; и лики Господа, Богоматери и лики святвх; приятен твой фимиам – знамение благодати Духа Святаго; приятны твои светильники – знамение всепросвещающего Света Божия и Божественного огня и горящих в молитве сердец; достолюбезны священнослужители, совершающие в нем непрестанно службы Божественныя и пречудно и животворящую Тайну Тела и Крови Христовых.
Дай Бог, чтобы все христиане тебя любили, к тебе стремились, как любил свой храм Давид царь и пророк, и в тебе духовно веселились, как веселился он, когда говорили ему: пойдем в дом Господень. Аминь.
Людмила Соснина.
Фото Людмила Соснина.