«Слава её не в богатстве мира сего, а в богатстве благодати. История Артемиево-Веркольского монастыря 1932–1997 годы».

«Слава её не в богатстве мира сего, а в богатстве благодати. История Артемиево-Веркольского  монастыря 1932–1997 годы». 17 Декабря 2022

Так называется новая книга об Артемиево-Веркольском монастыре.

Презентация издания состоялась недавно в Архангельске. Мы попросили автора-составителя Людмилу Михайловну Соснину рассказать о работе над книгой.
- Как давно вы начали собирать материалы для этого издания?
- Шестнадцать лет назад. Хотя первый раз я приехала в монастырь в 1999 году, тогда я здесь провела всего один день. Во время экскурсии, которую провел для нас, двоих паломниц, отец Венедикт (Меньшиков) я впервые услышала о праведном отроке Артемии. Через год, когда уже работала в епархиальной газете, мы вместе с фотохудожником Николаем Николаевичем Чесноковым прожили в обители неделю, а потом целый номер посвятили Веркольскому монастырю. С тех пор я историей обители не интересовалась, но каждый год сюда приезжала.
А шестнадцать лет назад почему-то решила узнать, сколько же лет со дня рождения праведного Артемия? Оказалось, что в следующем, 2007 году, будет 475! Наместник монастыря игумен Иосиф (Волков) благословил меня «что-нибудь» написать к этой дате. Думала, что это будет маленькая брошюрка, а получилась книга в 250 страниц. Я записывала на диктофон насельников монастыря. По Пинеге в то время шла шуга, а меня каждый день перевозили на лодке через реку в деревню Веркола, где своими воспоминаниями делились местные жители. Все эти интервью составили третью часть. Первая – репринтное издание о монастыре, выпущенное в 1911 году, вторая – чудеса по молитвам праведного Артемия.
Потом были еще две книжки, одна – для детей, а в другой собраны чудеса, которые происходили в прежние века и происходят в наши дни по молитвам к святому отроку (обе с иллюстрациями Елены Лобановой).
- Какую информацию вы использовали при работе над новым изданием?
- Я просмотрела все электронные номера газеты «Архангельские епархиальные ведомости» с 1885 по 1919 годы, в каждом выпуске по 50 страниц. Потом перепечатала публикации о Веркольском монастыре и Пинежском благочинии. Это заняло довольно-таки много времени. Конечно, я познакомилась со всеми изданиями об обители, которые есть в нашей «Добролюбовке». Интересный материал нашла в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга. Петербуржец Николай Куликов прислал отсканированные документы из архива этого города. В последней части много документов из Карпогорского архива, которые нашла его начальник Мария Попова. Книги Татьяны Санакиной «Зищитниче Северного края» и Ольги Алиной «Веркола по всей Пинеге славится». И, конечно, интернет, куда уж без него.
- Наверняка удалось узнать что-то новое?
- Да. И таких открытий немало. Ведь в книги охвачен период с 1532 по 1997 годы. Удалось уточнить дату открытия Веркольского монастыря. В небольших книжечках Александра Алексеевича Грекова был указан 1635 год. Но монастырь основал воевода Кеврольский и Мезенский Афанасий Пашков, который находился на этой должности с 1644 по 1646 годы. Так что раньше 1645-го обитель не могла появиться. В 1647-м царь Алексей Михайлович назначил в монастырь жалование, а спустя год он и его сестра царевна Ирина пожертвовали сюда богатые дары.
Афанасий Пашков, когда вернулся в Москву из Сибири, где был первым Енисейским воеводой, принял великую схиму, а его жена Фёкла после смерти мужа постриглась в монахини с именем Феофания и 12 лет была игуменией Вознесенского девического монастыря в Москве.
Никогда прежде не приходилось читать об иеромонахе Антонии (Попове), который возглавлял монастырь на протяжении 36 лет, с 1693 по 1729 годы. Оказалось, что годы его правления были периодом расцвета культурной и духовной жизни Веркольской обители.
Считалось, что насельники Николо-Успенского скита Веркольского монастыря на Югорском Шаре погибли от цинги уже в первую зиму. Но из публикаций в петербургской газете «Церковные ведомости» за 1892 год, я узнала, что первый год они перезимовали благополучно, а умерли во вторую зиму.
Меня очень интересовала личность Александра Алексеевича Грекова, который написал несколько книжек о монастыре (они переиздавалась больше десяти раз большими тиражами) и являлся благотворителем обители. Он писал их так, как будто сам был свидетелем происходивших событий, например, того, как игумен Феодосий (Орехов), раздевшись до рубахи, рубил лес в Никольском скиту. Я просмотрела книги «Весь Петербург» и убедилась, что с 1871 по 1880 годы он действительно там не жил. А в 1871 он написал первую книжку о Веркольском монастыре. В архиве нашла его прошение о разрешении открыть типографию, в которой стали печататься книги об этой обители. Я даже сходила в архив Волковского кладбища в Питере, на котором он похоронен, но там данных по захоронениям столетней давности не оказалось.
Благодаря книгам Грекова очень многие люди узнавали о Веркольском монастыре, присылали сюда свои пожертвования, на которые построены все здания, в том числе, игуменский корпус великолепный Успенский собор, трапезный корпус с Казанским храмом, Артемиевская церковь на Ежемени, а также стена вокруг обители.
- Приходилось слышать, что Успенский собор построен на средства праведного Иоанна Кронштадтского. Это действительно так?
- Я тоже об этом неоднократно слышала и читала. Но в действительности, согласно документам, собор, стоимостью в сто тысяч рублей, был возведен на пожертвования многих людей. В 1899 год капитал обители достигал 200 тысяч рублей, и из него на строительство не израсходовали ни одного рубля, так много поступило средств от благотворителей. Но батюшка Иоанн освятил нижнюю церковь в честь Рождества Христова и на освящение обоих храмов – Христорождественского и Успенского произнес проповеди.
Отец Иоанн очень любил святого отрока Артемия и Веркольский монастырь, часто приезжал сюда. Он находился в переписке с настоятелями обители – архимандритами Феодосием (Ореховым) и Виталием (Вяземским), а викарный епископ Варсонофий (Вихвелин) был его духовным чадом. Я прочитала два тома писем Иоанна Кронштадтского (а это 1200 страниц) и нашла в них несколько корреспонденций от отца Феодосия. В одном из них он писал: «Великая старица Ваша Родительница – только ей нужно утешение, и я заметил, что зело она желает Вас видеть – скучает безмерно, даже и моему сердцу больно. И я – простите Бога ради – пишу сие и плачу». В книге есть отдельная глава, которая называется «Веркольский монастырь и святой праведный Иоанн Кронштадтский».
- Расскажите о ваших помощниках в работе над книгой.
- В первую очередь, это, конечно, верстальщица Ольга Евгеньевна Болдырева. Благодаря ее высокому профессионализму книга получилась очень красивая. Ольга подобрала шрифты и для текста, и для заголовков. Она выстроила весь макет книги. С ней было очень комфортно общаться. Много раз приходилось менять текст и фотографии, но она все правки воспринимала всегда совершенно спокойно и лишь говорила: «Сейчас всё сделаем». Макет книги не из простых, в ней есть и заголовки, и подзаголовки и 170 фотографий разного формата, и много сносок. Если меняешь текст, то начинает «плыть» вся страница. И ни разу Ольга не выразила раздражения или недовольства, всегда сдержанная, доброжелательная. Я очень рада, что именно с ней мы работали над книгой.
Конечно, я благодарна и редактору, корректору Вере Васильевне Авериной, тоже профессионалу высокого уровня. Она, кстати, вычитывали все четыре книги о Веркольском монастыре.
Большую помощь оказала начальник Карпогорского архива Мария Анатольевна Попова. В зданиях монастыря после его закрытия в разное время располагались детский дом для сирот спецпереселенцев (позднее в нем жили уже другие ребятишки), интернат для инвалидов спецпереселенцев, интернат для детей с отклонением в развитии, школа, в которой учились дети из деревень Веркола и Летопала. Мария нашла в архиве очень интересные документы тех времен, и они составили последнюю главу.
Вот некоторые из них:
- В 1934 году в Веркольский детский дом были направлены дети из поселков спецпереселения: Ширвей – 10 человек. Шукша – 13, Почиха -12, Ваганиха – 14.
- В 1937 году сообщалось: детский дом находится в антисанитарном состоянии, повсюду мусор и грязь. Организованы кружки: хоровой – 15 человек, драматический – 20, литературный – 20, антирелигиозный – 35.
- Имели место факты противонародного влияния: учение детей петь контреволюционные частушки – Подрезов. Имели место со стороны техработников (высланных) высказывания, что раньше жилось лучше и т. д. (Подрезкова). Подрезов взят под стражу органами НКВД. Заськова снята с работы.
И таких документов по учреждениям, находившимся на территории Веркольского монастыря, Мария Попова нашла немало, и они впервые опубликованы в книге.
Конечно, если бы не благословение наместники Артемиево-Веркольского монастыря архимандрита Иосифа (Волкова), я бы никогда не начала эту работу. Отец Иосиф очень внимательно прочитал рукопись и сделал несколько важных замечаний.
А в печать она отправилась уже по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия, который не просто с ней ознакомился, но и полностью прочитал.
У монастыря нет таких средств, чтобы напечатать книгу (в ней 335 страниц) на мелованной бумаге, поэтому она увидела свет только благодаря спонсорам из Москвы и Санкт-Петербурга.
Надежда Лебедева.




Возврат к списку