2 марта 2023 года епископу Архангельского и Холмогорскому Тихону (Степанову) исполнилось бы 60 лет.
Николай (мирское имя будущего владыки Тихона) родился в Костроме в семье митрофорного протоиерея Владимира и матушки Маргариты Степановых.
После окончания средней школы и лесотехнического техникума проходил срочную службу в рядах Вооружённых сил.
В 1986 году закончил Ленинградскую духовную семинарию, а в 1990-м – Ленинградскую духовную академию. Кандидат богословия.
В 1990 году Николай Степанов проходил стажировку в Свято-Владимирской духовной семинарии в Крествуде, штат Нью-Йорк. В течение года изучал английский язык и собирал материалы о служении в Северной Америке архиепископа Тихона (Беллавина), будущего Патриарха Тихона.
28 августа 1991 года в Крестовоздвиженском кафедральном соборе Петрозаводска епископом Петрозаводским и Олонецким Мануилом (Павловым) Николай Степанов был пострижен в монашество с именем Тихон, в честь Патриарха Тихона. 29 августа 1991 года рукоположен в сан иеродиакона, 1 сентября того же года – в сан иеромонаха.
27 декабря 1995 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви ему было определено быть епископом Архангельским и Холмогорским. 4 февраля 1996 года в московском кафедральном Богоявленском соборе Патриарх Алексий II возглавил его хиротонию во епископа.
На огромной территории Архангельской епархии в то время действовало всего несколько храмов и два монастыря.
Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) скончался в своей резиденции в Архангельске в ночь с 19 на 20 октября от сердечного приступа в возрасте 47 лет.
Похоронен у алтаря храма Всех святых на Вологодском кладбище Архангельска.
У владыки Тихона я училась жить по-христиански
С епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном (Степановым) я познакомилась, в мае 2000-го года, когда он пришел к нам на радиоканал Архангельск и во время прямого эфира ответил на вопросы слушателей.
А спустя несколько дней после передачи, по его благословению, приняла участие в крестном ходе, который прошел по Северной Двине на пароходе «Гоголь» от Северодвинска до Котласа. Это был единственный крестный ход за всё время существования епархии, который пересек всю Архангельскую область по Северной Двине. Пароход причаливал у лесных поселков и небольших деревень. А один раз сделал остановку недалеко от великолепного, необыкновенной красоты, одиноко стоявшего на высоком угоре, большого каменного Троицкого собора, к сожалению, полуразрушенного.
Участники крестного хода проходили по улицам поселков и сел или же служили молебны прямо на берегу реки. Многие северяне впервые в жизни видели священнослужителей, и это производило на них огромное впечатление, тем более что шли пасхальные дни, и на батюшках, диаконах и пономарях были красно-золотистые облачения, а впереди несли хоругви, крест, и шествие сопровождалось песнопениями. Северяне приходили за несколько километров, чтобы соприкоснуться с таким праздником! В некоторых местах останавливали уроки в школах, и все учителя и ученики участвовали в молебных. И всюду звучало слово правящего архиерея, проникавшее в сердце каждого, кто его слышал. Конечно, организация такого крестного хода – огромная заслуга владыки Тихона.
Вскоре после крестного хода владыка предложил нам с фотохудожником Николаем Чесноковым возродить епархиальную газету. Несколько лет мы вместе с ним ездили на машинах от Архангельска до южных районов области – Котлас, Коряжма, Ильинского-Подомское, Яренск, Красноборск, Шипицино, Туровец, Красноборск, Приводино, Христофорова пустынь, Сольвычегодск, Урдома… В Коряжме во время приезда архипастыря ежегодно совершался крестный ход по улицам города, в котором он всегда принимал участие.
Длинные утомительные дороги, но владыка не позволял себе отдохнуть, постоянно служил, решал многие важные вопросы, общался с самыми разными людьми. Очень запомнилась девочка-отроковица из Ильинско-Подомского. Она написала письмо владыке, и у них завязалась переписка. Когда мы приехали в их село, они встретились.
Правящий архиерей приезжал в самые отдаленные и труднодоступные уголки нашей епархии. В конце 90-х – начале 2000-х автомобильной дороги от Архангельска до Карпогор еще не было. Поезд шел всю ночь. Чтобы добраться до Артемиево-Веркольского монастыря нужно было проехать от районного центра по грунтовой дороге 50 километров. Затем переправиться на лодке через Пинегу, а дальше – пешком. И такой путь владыка Тихон преодолевал ни раз и не два. А из Веркольского монастыря ехал еще дальше – в Суру, и вновь по пыльной грунтовой дороге.
Он так полюбил наш север, что заражал, вероятно, своей любовью и других людей. Они тоже принимали участие в его поездках. В 1998 году в Веркольском монастыре вместе с владыкой Тихоном побывали владыка Костромской Александр и владыка Тираспольский Юстиниан.
У многих архангелогородцев остался в памяти тот мощный крестный ход, который состоялся в Архангельске с чудотворной иконой Божией Матери «Феодоровская», которую привезли к нам из Костромы! Проливной дождь! Ветер пытался вырвать из рук хоругви! А тысячи людей, и вместе со всеми Архангельский владыка Тихон и Костромской владыка Александр шли и шли с молитвой от Гостиных дворов до Ильинского храма! Сколько же благодати получил тогда Архангельск от совместной горячей молитвы!
Меня всегда поражало, как много любви было у правящего архиерея к людям! Он никогда никем не гнушался, никогда не смотрел и не разговаривал ни с кем свысока, был очень добр и отзывчив. Как-то я сказала ему, что у одного человека, который в свое время его очень сильно подвел, тяжело болеет мама, а денег на лекарства не хватает, и владыка передал ему через меня конверт с деньгами. Сестрам сурской общины он пожертвовал десять тысяч рублей на восстановление Никольского храма. И скольким людям он оказал милость, о которой никто даже не догадывался.
А какие у владыки Тихона были проповеди! Доступные для понимания каждого прихожанина, даже если человек только что переступил порог храма. Яркие, запоминающиеся, западающие глубоко в душу!
Несколько лет общения с владыкой Тихоном очень помогли мне в духовном возрастании. Его мудрость, его любовь, его доброта, его открытость учили меня стараться относиться к людям и жить по-христиански. Я ему очень за всё благодарна! Когда прихожу на его могилку, то разговариваю с ним и прошу его молитв.
Людмила Соснина.
Фото Николай Чесноков и из архива Веркольского монастыря.