Праздник праведного отрока Артемия в Веркольском монастыре Фоторепортаж. Крестный ход.
После Божественной литургии все прошли крестным ходом до Артемиевской церкви, которая стоит на месте преставления праведного отрока на Ежемени. Сначала дорога пролегла по сосновому бору. А потом вышла на покрытый ромашками луг.
Дети тоже бодро прошагали около трех километров. Совсем маленьких ребятишек мамы и папы несли на руках.
С 1888 года крестный ход в память блаженной кончины праведного Артемия с ракой, в которой находились его мощи, совершался вокруг монастырских стен 6 июля (23 июня по старому стилю). В 1888 в нем приняли участие три тысячи человек.
А крестный ход в храм на Ежемени в память обретения святых мощей праведного Артемия при многочисленном стечении богомольцев проходил 5 августа (23 июля по старому стилю).
Когда монастырь после десятилетий безбожия стал возрождаться, крестный ход на Ежемень стал совершаться 6 июля.
Людмила Соснина.
Фото Людмила Соснина, Мария Попова.
Из газеты «Архангельские епархиальные ведомости» за 1888 год:
- 22 июня, накануне празднества, около 12 часов дня собралось в Веркольскую обитель духовенство в крестном ходе: настоятель Красногорского монастыря с чудотворной Грузинской святой иконой Божией Матери, из приходов Веркольского, Сурского, Шардонемского и Лавельского с местночтимыми и храмовыми иконами. В 6 часов вечера начался благовест к всенощному бдению.
Всенощное бдение совершено архиерейским служением с полной церковной торжественностью: с литией, освящением хлебов, чтением акафиста святому праведному Артемию и елеопомазанием. По прочтении кафизм протоиереем Козминым сказано поучение о необходимости христианского воспитания детей с раннего возраста по примеру святого праведного Артемия. Всенощное бдение кончилось в половине 10 вечера.
23 июня, в праздник блаженной кончины святого праведного Артемия, согласно утвержденного его преосвященством расписания во всех пяти монастырских церквах при многочисленном стечении народа отслужены были собравшимся из приходов духовенством ранние литургии, начавшиеся в 6 часов утра и окончившиеся в половине 9 часа. За литургиями, по распоряжению его преосвященства, произнесены были приличные торжеству краткие поучения из жизнеописания и чудес святого праведного Артемия. Но первая в этот день ранняя обедня совершена была в церкви, стоящей на поле, на котором работал и почил святой праведный Артемий. Это место носит название Ежемень, отстоит на три версты от монастыря и на 200 сажень от деревни Ежемень, в которой, по преданию, родился и жил святой отрок.
В 9 часов утра начался в соборе благовест с перезвоном к водосвятному молебну, а затем к поздней литургии. Его преосвященство, епископ Нафанаил, как к всенощному бдению накануне праздника, так и к литургии в самый праздник последовал из занимаемых комнат в собор по чину монастырскому, из предшествия ключаря, протодиакона и иподиаконов кафедрального собора, облаченный в архиерейскую мантию с посохом в руке. По обычной встрече и облачении его преосвященства последовало начало литургии. Сослужащих было шестеро. После малого входа рака с мощами святого праведного Артемия в пришествии протодиакона с Евангелием от амвона перенесена во святой алтарь и поставлена близ престола с восточной стороны. Продолжение и окончание литургии совершены обычно по чину. Перед отпустом литургии его преосвященством произнесено назидательное, приличное церковному торжеству слово о значении разрешенного Святейшим Синодом и в первый раз совершаемого обнесения честных мощей святого праведного Артемия. По отпусте литургии последовало начало крестного хода посреди церкви.
Рака с мощами святого праведного Артемия несена была из собора с хоругвями, с чудотворной Грузинской святой иконой Божией Матери, с местночтимыми и храмовыми иконами, с преднесения фонаря и большого запрестольного креста священнослужителями с помощью богомольцев. Крестный ход с ракой с мощами святого праведного Артемия совершен кругом монастырской церковной ограды с внешней стороны с четырьмя остановками: на южной, восточной, северной, западной сторонах монастыря.
При остановках совершены краткие литии с чтением акафиста святому праведному Артемию, крестным осенением и окроплением освященной водой зданий церковных, предстоящего и молящегося народа. На северной стороне монастыря совершена заупокойная лития с поминовением усопших благотворителей обители, прежде всех из Царствующего дома, родителей праведного Артемия – Козьмы и Аполлинарии и сестры его девицы Параскевы. На западной стороне монастыря совершена последняя лития на площади перед входом в монастырскую ограду.
При входе во святые ворота рака с мощами святого праведного Артемия, по распоряжению его преосвященства, была поставлена на помосте. Его преосвященство, предшествуемый ключарем собора, прошел под ракой, затем прошли служащее духовенство, братия монастыря и богомольцы. По прошествии всех его преосвященством сделан обычный со святым крестом отпуст с провозглашением многолетия Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу, Святейшему Синоду, преосвященному Нафанаилу, братии и благодетелям святой обители, собравшимся богомольцам и всем православным христианам.
При отпусте крестный ход с ракой святых мощей последовал в собор. Прохождение под ракой святых мощей продолжалось около двух часов, и служба окончилась около третьего часа пополудни.
После литургии в монастырской ограде близ храма приготовлена была трапеза для богомольцев. Его преосвященство при выходе из собора последовал к столам, по прочтении молитвы окропил их освященной водой и благословил трапезу. Всех накрытых столов было десять, обедавших попеременно до 3000 человек. Во время обеда ключарь собора раздавал народу листки с кратким житием святого праведного Артемия и описанием совершенного церемониала. При расспросах о местожительстве богомольцев оказалось, что они были из уездов: Мезенского, Пинежского, Холмогорского, Архангельского и Шенкурского Архангельской губернии, затем из губерний Вологодской и Олонецкой, и почти все пришли пешком.
Последние, возвращаясь из Соловецкого монастыря, на дороге узнали о предстоящем торжестве в Веркольской обители и поспешили сюда. Судя по тому, что в описываемом празднестве богомольцы участвовали, видимо, с умилением в сердце и радостными слезами на глазах, можно надеяться, что на следующий год, если Бог благословит, богомольцев ко дню празднества будет в обители гораздо более, во славу Божию, в похвалу святому праведному Артемию, в благодатную помощь и спасение молящихся.
Архангельские епархиальные ведомости. 1888. № 5–6. С. 50–54