Поездка в Пинегу
О Пинеге, её святынях и красотах, приходилось много слышать, достаточно немало читать. Но как говорит русская пословица, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ведь на фотографиях величественные места не так велики. Слух давно привык к таким названиям, как Красногорский монастырь, Голубино, Пещеры…, а вот глаз желал живого, настоящего пейзажа.… И такая возможность у нас выдалась.
Мы выехали на машине из Архангельска в Пинегу: игумен Иосиф, наместник монастыря, иерей Илия настоятель Веркольского прихода и я иеромонах Венедикт. Потом уже в Пинеге к нам присоединились игумен Феодосий, иерей Петр и настоятель Пинежского прихода иерей Алексей.
Дорога до неё ‒ около 200 км., сначала немного асфальта, а потом долгий-долгий грунт. Одинокие встречные машины. Осень. Грибная пора. Чудесные виды природы. Редкие населенные пункты встречали нас по пути к нашей цели. С Божией помощью мы добрались до Пинеги. Разместились в гостинице, которая находится на берегу реки. Стали пребывать и гости из района, Москвы, Санкт-Петербурга и из Архангельска.
Пинега, когда-то город со своим флагом, ныне является поселком городского типа. Что бросилось в глаза, так это широкая улица с добротными кирпичными двухэтажными зданиями. Если не изменяет память, это улица называется «Володинский тракт». Название её пошло от фамилии лесопромышленника Володина. Народу на улице немного, как-то даже безлюдно. Но это было только первое впечатление.
Всё дальнейшее время было наполнено встречами и беседами с интересными людьми, посещением Пинежского краеведческого музея. Перед нами даже выступил Пинежский хор с прекрасными народными песнями. На другой день была поездка на могилу преподобного Никона, последнего Оптинского старца. В тяжёлые 30-е годы XX-го века, он, как многие невинно пострадавшие от сталинского режима, был сослан в Пинежский район, где жил в деревне Воепола. Подорванное здоровье не позволило ему отбыть даже трёхгодичную ссылку, он скончался 8 июля 1931 года, 43-х лет отроду. Преподобный Никон очень близок духовно многим из нас, потому что мы читали и не однократно перечитывали его Дневник, в котором он с удивительной живостью и теплотой описывает жизнь Оптиной Пустыни времён его юности. В этом Дневнике особенно ценны духовные беседы с его наставником и старцем, преподобным Варсонофием. На могиле преподобного Никона мы отслужили молебен. На следующий день была запланирована Божественная Литургия в Красногорском монастыре. Нам предстояло подготовить место для службы. Была поставлена сень в алтарной части храма, импровизированный престол, жертвенник. Вечером, в храме Святой Троицы (единственном действующем храме Пинеги), мы отслужили всенощное бдение в честь Грузинской иконы Божией Матери, когда-то являвшейся святыней Красногорского монастыря. Служба прошла стройно, наши души наполнялись тихой радостью. В храме хорошо, тепло, благостно. А как вот будет завтра? Какая будет погода? Не холодно ли? Вот такие беспокойные вопросы приходили на ум. Потому как на следующий день нас ждал другой храм, в котором не было ни крыши, ни окон, ни дверей. Одни голые стены с торчащими арматурами над головой. А вдруг будет холодно? Но на следующий день всё было слава Богу! Да, было холодно, был моросящий дождик… Была молитва, были замерзшие, но радостные, прихожане…Потом вышло солнце. Была первая служба за сто лет.
Справка: Красногорский мужской монастырь, основан священником из Юролы Мироном (в постриге Макарий) на вершине Черной (позже Красной) горы. Прославился чудотворными иконами Владимирской Богоматери (передана Мирону в 1603 игуменом Кеврольского монастыря.) и Грузинской Богоматери (передана в монастырь в 1629 ярославским купцом Е. Лыткиным), которые с конца XVII в. с крестными ходами носили в Архангельск и окрестности и даже в Сибирь по реке Лена. Был сравнительно небогат и малолюден, каменная ограда выстроена в середине XIX в. Закрыт в 1921, на территории размещались коммуна, детский дом, психоневрологический интернат, с 1990-х - база отдыха.