Престольный праздник отпраздновали жители деревни Пиренемь
В Пиренеми отметили престольный праздник храма 12 Апостолов. Божественную литургию возглавил наместник Артемиево-Веркольского монастыря игумен Иосиф (Волков). Ему сослужили насельники обители игумен Митрофан (Охалов), иеромонах Рафаил (Бурмистров) и иеродиакон Лазарь (Тажходжаев), и также клирик подворья Веркольского монастыря в Карпогорах иерей Симеон Арнаутов.
На службу пришли не только жители, но приехали гости из районного центра и других деревень. Всем очень понравилось пение на литургии учащихся Сретенской семинарии из Москвы. После литургии состоялся крестный ход вокруг храма. Завершился праздник трапезой, приготовленной Екатериной и Валерием Житовыми в их доме.
Людмила Соснина
Из истории прихода.
«Пиринемский приход состоит из девяти деревень, из коих одна – Пиринемская находится на правом берегу реки Пинеги вместе с приходскими храмами в 300 верстах от города Архангельска, в 90 от города Пинеги вверх по течению реки, в 12 от Чакольского прихода (ниже) и в 30 от Покшенгского (выше) и в 30 от Покшенгского (выше). Остальные восемь деревень расположены по левому берегу той же реки не далее 15 верст от приходских храмов. Жителей к 1 января 1895 года состояло 884 мужского и 950 женского полу.
Несомненно, что заселение прихода относится к весьма давним временам; церкви же появились не ранее первой половины XYII века, а самостоятельный приход образовался не ранее 1672 года; причем, хотя в этом году и предписано было тогдашним крестьянам обеих половин нынешнего прихода (верхней, в состав которой входят деревни: Березник, Курга и Шотогорка, принадлежавшие до этого времени к Покшенгскому приходу, и нижней, в состав которой входят остальные селения, бывшие в Чакольском приходе) составить отдельный приход Пиринемский, однако крестьяне нижней половины до 1712 года принадлежали к Чакольскому, так как архиепископ Варнава должен был предписать им отделиться от Чакольской волости к Пиринемской, а священнику Пиринемскому отправлять для них все требы. Такое распоряжение вызвано было отказом этих крестьян помогать крестьянам верхней половины в устройстве новой церкви, вместо прежних древних в Пиринемском приходе, причем отказывавшиеся ссылались на построение ими же новой церкви в Чакольской волости. Следовательно, они считали себя прихожанами Чакольского прихода, хотя и отписаны были к Пиринемскому еще в 1672 году, на что и жаловались в своей челобитной архиепископу Варнаве тогдашний священник Иван Козмин и церковный прикащик Харитон Ушаков. Поэтому нынешний состав прихода (обе половины) окончательно определился не ранее 1712 года.
Поводом к образованию самостоятельного Пиринемского прихода нужно считать не столько отдаленность селений его от Чакольского и Покшенгского приходов, в состав которых они входили, сколько обретение мощей святой праведной Параскевы, по устному преданию, родной сестры Артемия Веркольского, почивающих в оной приходской церкви в честь 12 апостолов. По сведениям о святой праведной Параскеве и ее мощах, составленном в начале 50-х годов нынешнего столетия тогдашним Пиринемским причтом на основании «Книжицы об обретении сих мощей и о чудесах об оных с 1610 по 1710 годы», подлинного дела об открытии сих мощей и устных преданий, до устройства первой церкви в описываемом приходе существовала маленькая часовня во имя великомученика Георгия, неизвестно кем и когда устроенная, но в 1610 году бывшая уже ветхой. В последние три зимы до этого года тогдашние крестьяне стали замечать, что из-под пола часовни исходила теплота, настолько сильная, что стены часовни покрывались инеем (куржавели). Собравшись 30 июня 1610 года после утрени, крестьяне рассуждали об устройстве новой крыши на часовне и решили понять пол, чтобы узнать, почему исходит оттуда тепло. И вот «под мостом гроб верху земли и на гробе камень, и они камень подняли и сняли с гроба, и под камнем глава, а мощи землею покрыло, и они хотели досмотреть со свещею, но свещу от мощей угасило, аки ветром, и как свещу отнесли, и паки свеща сама загорелась». Один из бывших при этом больной, пораженный таким явлением, помолившись Господу Богу, Пресвятой Богородице, великомученику Георгию и всем святым, прикоснулся к гробу и получил исцеление от болезни. В том же 1610 и в следующем 1611 годах Чакольскому попу Феофилакту и крестьянину Шастенской волости Евфимию Федорову чудесно открыто было, что это были «мощи Параскевии, девическа лика, крестьянска рода». В 7119 году, - говорится об этом в книжице (чудо 2), «после Афанасьева дня и Кирилла Александрийских, в первое воскресение, Евфимий Федоров из Шастенской волости видел сон: в Пиринеме у великомученика Георгия у часовни в паперти кабы землю руками поворошил, и в земле гроб, и в гробе восстал аки человек. И Евфимий от страха аки бежати покушашеся, и явлейся воззва: «Не бегай, аз нарицаюся Парасковия, девическа лика». И Евфимий пред нею пад, прося прощения. И она ему рече: «В чем тя прощати? Ты весь цел, посли скорбных и недужных, и кто чем скорбен, Божия милость будет». Жена Евфимия, выслушав этот сон мужа своего, молвила ему: «Не сказывай того в мире, учнут смеятца». Но он не послушался такого совета, пошел и рассказал свой сон « в Чаколе на погосте», где «в тот же день также не послушали его». Между тем, возвратившись домой, он нашел жену свою слепой. На мясопустной неделе того же, 1611 года Евфимию было второе видение, причем «велела Парасковия самому Евфимию больным известите молитеся Богу, Пресвятой Богородице, великомученику Георгию и всем святым и новой чудотворице Парасковии». И он священнику известил Рождества Пречистой Феофилакту, и больные послушали, в Пиринему приехали со священником Феофилактом, и молебны пели, и к чудотворному гробу прикладывались, и Бог простил, и новоявленная Парасковия исцелила больных различными недуги тринадесять. И Евфимова жена, ослепшая от слова, что мужу не велела извещать о том, обещалась Богу и новоявленной Парасковии, ездила в Пиринему, и священник пел молебен, и она приложилась к чудотворному гробу, и от того часа здрава бысть, а была темна пять недель» (чудо 2). В 1612 году первый Красногорский игумен Макарий и Чакольский священник Феофилакт, приглашенные крестьянами, «по посте и по молебном пении со тщанием обрели мощи, главу новоявленныя Параскевы и иные прочие составы все не во плоти, но едины кости ея, и велели сотворить новый гроб. Игумен и священник главу мощей и иные прочие составы все выбрали из земли и с ветхим гробом переложили в новый гроб и принесли на паперть в часовню. И оттоле до ныне в зимнюю пору, егда мразы велицы, от гробницы мощей святых исходит теплота и куржан на стены выше гроба». Далее в книжице рассказывается, на основании устных преданий, еще об осмнадцати чудесах, совершенных при гробе святой праведной Параскевы, с точным обозначением лиц, получивших исцеления от разных болезней и времени совершения этих чудес до 1710 года включительно. Поэтому бывший приходской священник Иоанн Козмин (с 1648 года) и прикащик Алексий Яковлев, изложив кратко историю обретения мощей святой праведной Параскевы и совершенных ею чудес, от лица всех прихожан 23 мая 1710 года ходатайствовали перед архиепископом Рафаилом через мирского посыльщика Прокопия Иванова Попова о разрешении петь молебны при мощах. В ответ на это ходатайство архиепископ Рафаил, узнав, что в прежние времена молебнов не пели праведной Параскеве, приказал по-прежнему петь таковые святому великомученику Георгию и святой великомученице Параскеве и свечи ставить, тем более, что не было в то время и образа святой праведной Параскевы, а «часовню замкнуть и запечатать десятскому». Однако, согласно ходатайству того же мирского посыльщика Прокопия Попова и всех прихожан со священником во главе и по указу архиепископа Рафаила, 15 марта 1711 года иеромонах архиерейского дома Порфирий совместно со строителем Веркольской пустыни иеромонахом Антонием и священником Шардонемского прихода Симеоном, Чакольского Евстратием и местным приходским Иоанном Козминым и с диаконом Павлом производили свидетельствование мощей, причем после молебна Господу и Пресвятой Богородице «гробницу скрыли, и тая праведныя Параскевы мощи смотрели, и мощи все тленны, а глава и вси тела ея кости сухи, а в составе все целы, покрыты холстиною тонкою белою, и та холстина знатко, что давняя, токмо вся нерушима, и на той холстине изображен животворящий крест Господень, а положены те мощи в новом гробе… да и в том же гробе с мощами положен ветхий разрушенный гроб. И по досмостре те святые мощи покропивше святой водою, ту гробницу закрыли доскою благоухание из того гроба изыде; покадивши тот гроб с мощами праведныя Параскевы, чудеса ея, написанные в тетрадях полудестно из той часовни взяли, и замкнули ту часовню по-прежнему; а священнику тоя Пиринемской волости по указу архиерейскому он, иеромонах Порфирий, молебнов петь той праведной Параскевы не велел, а ключ тоя часовни отдал Чакольской волости десятскому священнику Евстратию и велел ему тот ключ у себя держать до указу архиерейского». Последовал ли указ неизвестно, но святую праведную Параскеву издревле почитали и до настоящего времени продолжают почитать жители не только Пиринемского прихода, но и окрестных и даже отдаленных, служа у гроба ее не молебны, а панихиды. Доказательством этого служат написанный еще в прошлом веке, ранее 1771 года образ святой праведной Параскевы и, сооруженный в 1799 году храм в честь 12 апостолов, вместо обветшавшей к этому времени часовни во имя великомученика Георгия, из коей мощи святой праведной Параскевы уже раньше перенесены были сначала в Параскевинский придел Георгиевской церкви, а затем в новоустроенную церковь и поставлены в углу на правой стороне, где они почивают и до настоящего времени. Кроме того, день обретения мощей, 30 июня прихожане по сие время празднуют служением молебнов на полях разным святым и панихид перед гробницей святой праведной Параскевы.
Кроме церкви святых апостолов, в приходе имеется церковь в честь великомученика Георгия с приделом в честь великомученицы Параскевы, начатая постройкой по указу архиепископа Варнавы от 24 сентября 1716 года и освященная в первый раз 20 декабря 1717 года настоятелем Веркольского монастыря Антонием и во второй раз, после поправки ее и по устройстве нового престола, 10 февраля 1848 года священником Андреем Козминым. В Параскевинском приделе до устройства вышеописанной церкви в честь святых апостолов почивали мощи святой праведной Параскевы. В 1890 и 1891 годах эта церковь с приделом поправлена с основания, причем форма ее оставлена, однако, прежняя. Поправка эта произведена на иждивение прихожан и благотворителей, особенно Иоанна Ильича Сергиева, пожертвовавшего на нужды храмов с 1889 по 1894 годы 1300 рублей. После этой капитальной ремонтировки Георгиевский престол был освящен в третий раз, а Параскевинский во второй 11 и 12 ноября 1891 года благочинным священником Василием Ручьевым совместно с соседними приходскими священниками: Пиринемским Феодором Тамицким, Чакольским Андреем Покровским и своеприходским священником Николаем Прибылевым.
Но нынешняя Георгиевская церковь не первая в приходе. О первой же церкви Георгиевской, существовавшей еще до образования прихода и стоящей рядом с часовней того же наименования, из описания чудес святой праведной Параскевы, известно только, что она сгорела со всем имуществом в 1643 году, между тем, как часовня с мощами осталась невредимой (чудо 6). О времени основания этой церкви ничего неизвестно. Устное же народное предание гласит, что в пределах описываемого прихода, повыше нынешней Березницкой деревни была в древности пустынь, в которой жили иноки, которые и были, вероятно, строителями первого Георгиевского храма. Вместо сгоревшей в 1643 году, была устроена новая церковь (вторая), существовавшая более 70 лет и за ветхостью в 1716 году замененная новой (третьей), существующей до настоящего времени, благодаря двум ремонтировкам ее, особенно последней, произведенной в 1890 и 1891 годах. Кроме двух приходских церквей, имеются еще приписная деревянная церковь во имя Вознесения Господня в деревне Б. Березницкой, в 15 верстах от приходских, устроенная в 1862 году на казенные средства, исходатайствованные бывшим Преосвященным Варлаамом, и четыре часовни: в деревне Чещегорской, в двух верстах и в деревне Шетогорской, в шести во имя великомученика Георгия; в деревне М. Березницкой, в 13 верстах в честь Вознесения Господня; и в деревне Шестинской, в 7 верстах в честь Николая Чудотворца.
Утварию, ризнецею и богослужебными книгами оба приходских храма достаточны. Для служения же в приписном храме все необходимые принадлежности привозятся из приходских. Церковного капитала к 1 января 1895 года состояло 450 рублей, из коих сто рублей пожертвованы диаконской вдовою Елизаветою Феодотовую за поминовение мужа ея диакона Стефана с тем, чтобы проценты с этого капитала делились поровну между церковию и причтом.
Причт, состоящий из священника и псаломщика, владеет 15 десятинами пахотной и сенокосной земли. Получает жалованье священник 156 р. 80 к., псаломщик 46 р. Дохода до 60 р. в год. Проживают в двух общественных домах, устроенных – священнический в 1871 и псаломнический в 1892 годах. Для поддержания церквей и причтовых домов в 1884 г. открыто церковно-приходское попечительство».
Газета «Архангельский епархиальный вестник» 1895 г. № 16.