Игумен Феодосий (Нестеров): Деформация исторической памяти — реальность наших дней

	Игумен Феодосий (Нестеров): Деформация исторической памяти — реальность наших дней 10 Августа 2015

Традиционный крестный ход по местам захоронений жертв политических репрессий собрал более 400 человек в Архангельской епархии. Молитвенное шествие «От пересылки до пересылки и дальше — в Лявлю» возглавил игумен Феодосий (Нестеров), руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, настоятель подворья Веркольского монастыря в Архангельске.

Начался крестный ход на площади 60-летия Октября возле храма Новомучеников и Исповедников земли Архангельской. «Известно, что в Привокзальном районе находится много огромных "расстрельных рвов". На месте современного спального района, "на Мхах", начиная со времен Гражданской войны проводились массовые расстрелы, поэтому площадь у вокзала стала отправной точкой шествия», — рассказал отец Феодосий.

Далее верующие на автобусах и легковых машинах отправились к Всехсвятской церкви Архангельска. Возле этого храма установлен каменный крест в память о том, что там с 1920 года была пересылочная тюрьма. «Там, на непрочных нарах, выстроенных наскоро в три этажа, давились люди, многие погибали, казематы были переполнены», — напомнил игумен Феодосий о страшных эпизодах из истории учреждения.

Затем автомобильное молитвенное шествие остановилось в поселке Уемском под Архангельском. Там вознесли молитвы об интернированных поляках, прибалтийцах, крымских и поволжских немцах. Также совершили заупокойные богослужения в Малых Корелах, в Черном Яру, где во времена большого террора собирали для этапирования раскулаченных крестьян Северного Края. Оттуда их баржами увозили на Печеру. Кроме того, участники хода помолились возле поклонного креста, установленного в память расстрелов 1938 года.

Далее духовенство и миряне помолились на Псаревском кладбище, куда с 1943 года по начало 1950-х годов привозили из Архангельска трупы расстрелянных людей. Сейчас на одном из мест, где приводились в исполнение смертные приговоры, находится магазин «Сигма», бывший «Премьер», пояснил отец Феодосий. Затем верующие совершили литию возле дачного кооператива «Северодвинка», где в середине 1930-х годов хоронили жертв репрессий.

«Мне довелось быть на этом месте на раскопках, — рассказал священник. — Когда поисковый отряд вскрыл грунт, там пластами, причем не в один ряд, показались останки, предметы обуви, части обмундирования, сумки и прочие вещи. Интересно, что на деревьях рядом с захоронениями остались крестообразные зарубки. Вероятно, эти отметки были оставлены людьми тех времен», — рассказал священник.

Крестный ход завершился молебном у церкви Успения Пресвятой Богородицы в Лявле.

«Едва ли не в каждой российской семье есть люди, причастные к печальным событиям тех времен. Я свидетельствую, что большинство участников крестного хода пришли из соображений священного долга — осознанно, с внутренним желанием и порывом», — прокомментировал молитвенное шествие отец Феодосий.

«Чем отличается полнота христианского сознания от любых человеческих идеологий? Православное сознание предполагает, что Господь принимает всякого человека, какой бы он ни был с точки зрения других людей. Ненужный, убогий, ущербный, неполноценный человек так же любим Господом, как успешный и "правильный". Революционные же концепции сделали возможным массовый террор, уничтожение тысяч "ненужных" соотечественников. В наше время мы видим возрождение этих идей — опять ведутся размышления о селекции, делении на "нужных" и "ненужных", "вредных" и "полезных". Так будет до тех пор, пока падший человеческий ум не просветится благодатью Божией», — сказал священник.

По его словам, идея не только молиться Новомученикам земли Архангельской, но и просить Господа об упокоении всех жертв репрессий — правильная: «Понятно, что мы почитаем в первую очередь тех, кто прославил веру своим подвигом. Но молимся так же о всех пострадавших — и праведно, и неправедно убиенных, и даже об инославных. Все они без всяких различий погребены в "рвах" без молитвословий и почестей. Их имена знает Господь Сердцеведец».

Игумен Феодосий подчеркнул, что традиционный крестный ход помимо религиозного значения, служит единству государственному. Самое страшное, что может произойти с народом, — забвение памяти, считает священник. Кто забывает уроки прошлого, становится объектом манипуляций в настоящем, такого человека легко обмануть, сделать жертвой соблазнительных иллюзий. «Это происходит на наших глазах — многие стараются предать забвению историческую память, уничтожить ее. Человек, не помнящий родства, своих предков, внутренне слаб, его легко сбить, направить к ложным идеям, ориентирам. Это имеет непосредственное отношение к нашей государственной безопасности. Мы должны сохранить идентичность своего народа, священную память о ключевых событиях истории», — отметил священнослужитель.

Кровавые события прошлого могут вновь стать реальностью, если не прилагать усилий и жить одним днем, сказал отец Феодосий: «Может ли кошмар повториться? Легко! Как известно, подготовка начинается с переписывания истории, и сейчас этим занимаются многие деятели, влагающие новые идеи и концепции в головы современников. Деформация немощной исторической памяти — это реальность наших дней. Многие люди и даже сообщества заболевают беспамятством, легко поддаются на ложные цели и заманчивые предложения, начинают сомневаться: "А были ли вообще эти страшные страницы истории?" Мы очевидцы того, как в сопредельной стране проводится колоссальная работа по изменению исторической памяти. Между тем, когда люди в своем богоборческом сознании отказываются от традиционных устоев и в гордыне своей приходят к убеждению, что какое-то устройство мира единственно правильно и верно, неизбежно начинается ужасное кровопролитие. От интеллигентных деятелей в очках — кабинетных ученых — до реальных палачей, проливающих реки крови во имя сумрачной идеи, всего один шаг».                   

ФОТО. предоставила Вера Костылева.

 

Пресс-служба Архангельской епархии
10 Августа 2015




Возврат к списку