Хроника крестного хода Сосновка – Веркола
У крестного хода Сосновка – Веркола в нынешнем году небольшой юбилей – пять лет назад первые крестоходцы прошли этот путь с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Первого июля за иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Веркольский монастырь заехали настоятель Сосновского храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» иерей Сергий Корельский и несколько участников крестного хода из Москвы и Архангельска.
Наместник обители, благочинный Пинежского благочиния игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Волков) и отец Сергий в Артемиевском храме отслужили молебен перед этим образом Богородицы, и отец Иосиф передал его в руки крестоходцев. Икону по очереди донесли до берега и переправили на лодке на другой берег. А дальше уже на машине довезли до поселка Сосновка, который находится в девяноста километрах от Веркольской обители.
Доброе дело не бывает без искушений. Вот и крестохоцев они постигли еще по дороге в монастырь. У машины, на которой они выехали из Архангельска, за восемьдесят километров от Карпогор, сломалось рулевое управление, но, по милости Божией, она уткнулась в кусты. Отцу Сергию пришлось ночью проделать путь в двести сорок километров, чтобы их выручить, так что в Верколу они приехали уже днем. Но у сосновского батюшки был повод и порадоваться – его матушка Евгения родила четвертого ребенка – сына Артемия.
В Сосновку крестоходцы приехали уже ночью. Местные жители их и накормили, и баньку натопили, и спать уложили.
Второе июля. День первый. Утро началось молебном в храме Сосновки. Из поселка вышло около девяносто человек. Пятнадцать человек сосновцев (среди них был и глава администрации поселка Дмитрий Борисович Стахеев), прошли два километра до реки Винивера и вернулись обратно. Но, пройдя даже и столь малое расстояние с молитвой, они тоже стали участниками крестного хода. Остальные за полтора часа бодро прошагали десять километров до Сульцы, ведь в самом начале все еще были полны сил и бодрости, хотя солнце припекало уже вовсю. С первых же шагов зазвучало пение Иисусовой молитвы. Распределились на две группы, одна поет, другая – отдыхает, потом меняются.
В Сульце отец Сергий отслужил молебен в церкви Преображения Господня. Местные жители, организовала которых староста православного прихода Ирина Булыгина, пригласили на трапезу.
В нынешнем году крестоходцы отдали отцу Сергию по 500 рублей, на которые была закуплена треска. Ее заранее завезли в Сосновку, Сульцу и Явзору, чтобы ее нажарили для участников хода. Для перекусов в машинах везли печенье и конфеты.
Чем дальше, тем идти становилось все труднее. Солнце палило нещадно, все три дня жара стояла тридцать градусов и выше. Донимали тучи комаров и мошки, от которых не было защиты, потому что аэрозоль через короткое время смывался обильным потом.
Облегчало путь крестоходцев то, что они шли налегке. Все вещи везли на двух микроавтобусах. На одном приехал из Сергиева Посада Андрей Белолипецкий, на другом – Михаил Балай из Архангельска. Среди участников оказалось шесть мужчин с правами, поэтому машины они вели по очереди, ведь каждому хотелось участвовать вместе со всеми в молитвенном шествии.
Пройдя восемь километров от Сульцы, остановились на берегу речки Булан. Все с наслаждением окунулись в воду. Развели костер. Вскипятили чай. Приготовили морс. Отец Сергий осенью специально для крестного хода собрал и заморозил клюкву. Перед выходом в путь ее разморозили, натолкли, и получилось 15-литровое ведро клюквенного концентрата, морс из которого очень хорошо утолял жажду. Многие участники выпивали за день по пятнадцать литров воды и морса.
Миновали Городец и вечером сделали остановку в Острове. Здесь их около храма в честь великомученика Георгия Победоносца встретили местные жители. Отец Сергий совершил молебен. Островитяне, руководила которыми староста православного прихода Галина Васильевна Богданова, приготовили ужин, и крестоходцев вкусно накормили в трапезной при церкви. Отец Сергий исповедовал тех, кто хотел причаститься в воскресный день. Ночевали в домах у островитян.
Третье июля. День второй. Полвосьмого утра отправились в Суру. Александр Николаевич Хромцов, владелец баржи перевез машины и людей, не взяв за это денег.
Прошли крестным ходом по селу до Никольского храма. Отец Сергий и клирик Сурского монастыря иерей Алексий Кривицкий отслужили Божественную литургию. Почти все крестоходцы причастились Святых Христовых Таин. В Суре после литургии к крестному ходу присоединились новые люди. Несколько километров до Засурья с крестоходцами прошли и ребята из православной военно-патриотической экспедиции «Добрыня». 28 мальчишек приехали в Суру из Омска, Донецка, Санкт-Петербурга, Арахангельска…
У крестоходцев появилась еще одна машина – Светланы Кузнецовой. Вместе с доцентом кафедры психиатрии и клинической психологии Северного Государственного медицинского университета, внештатным клиническим психологом Министерства здравоохранения Архангельской области Евгенией Щукиной они собирали подписи за запрет абортов, ведя большую разъяснительную работу.
Через Пинегу в Заедовье всех во славу Божию перевез на барже Михаил Федорович Труфанов. Через десять километров сделали остановку в Ново-Лавеле. Отец Сергий отслужил молебен в церкви преподобного Сергия Радонежского. Особенно благодарны крестоходцы Сергею Николаевичу Рунько и Татьяне Ивановне Казаковой, приложивших большие усилия, чтобы накормить всех очень вкусно и сытно: суп, котлеты, гарнир, пироги… Приход Ново-Лавелы всю трапезу организовал на свои средства. В поселке к крестному ходу опять присоединились новые люди. Крестоходцы, несмотря на изматывающую жару, решили обойти по периметру еще четыре деревни (а это дополнительно пять километров), чтобы и в них прозвучала молитва. Около старинного Ильинского храма, в котором до сих пор живут люди, совершили традиционный молебен.
Помолились на кладбище в Ильинской часовне. Участница всех крестных ходов Людмила Дурынина пригласила в свой дом, где у нее заранее были приготовлены два ведра клюквенного морса. По лесной дороге прошли до деревни Репищи. К вечеру были в Явзоре. Здесь около храма Крестителя Иоанна Предтечи крестоходцев встретили хлебом-солью. После традиционного молебна и трапезы, разошлись на ночлег к местным жителям.
Четвертое июля. День третий. Утро, как всегда, началось молебном в храме. Лесной дорогой дошли до кладбища, и здесь отец Сергий отслужил литию. Несколько крестоходцев уехали вперед до реки Сямженьга, и там приготовили на костре обед. Валентина Яковлева исполнила такую душевную песню своего сочинения про их деревню Явзора, что многие женщины – участницы крестного хода не могли сдержать слез. А Людмила Дурынина заранее распечатала слова другой песни, которую все вместе и исполнили. Этот маленький концерт взбодрил уже очень уставших людей, впереди у которых было еще немало километров в тридцатиградусную жару.
После обеда у костра еще один переход. И вот, наконец, Пинега, а на другой стороне – деревня Летопола. Те, кто переехали первыми, стали читать акафист Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Крестоходцы во время пути часто молились Божией Матери и прикладывались к Ее иконе, прося помощи и сил, чтобы пройти этот нелегкий путь.
Перед последним семикилометровым переходом до монастыря многие уже настолько устали, что просто легли на мягкий мох, наслаждаясь голубым небом с белыми облаками и зелеными верхушками сосен. Удивительно было то, что куда-то исчезли комары и мошка, и люди смогли по-настоящему расслабиться.
Отдохнув, пошли, уже не останавливаясь, в сторону монастыря, как всегда непрестанно творя Иисусову молитву, которая звучала все три дня с утра до позднего вечера. И вот она – Веркольская обитель – встречает их колокольным звоном! В Казанском храме их ждал благочинный Пинежского благочиния, наместник монастыря игумен Иосиф (Волков). Он поздравил участников с окончанием крестного хода и пожелал им помощи Божией. Все приложились к кресту, и пошли устраиваться в приготовленные для них келии.
Перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молятся об исцелении от недуга пьянства, наркомании и табакурения, поэтому в крестном ходе приняли участие люди или имеющие эти страсти, или родственники тех, кто им подвержен. Но, конечно, к Пресвятой Богородице обращаются и в других трудных ситуациях или болезнях, таких людей было большинство. Вот что рассказали крестоходцы:
Ольга Николаевна Трутнева:
- В крестном ходе Сосновка-Веркола я участвовала пятый раз. Было очень жарко. Если нас обгоняли машины, мы шли в облаке пыли. В крестном ходе проявляется вся суть человека, здесь невозможно сфальшивить. Поддерживают друг друга добрым словом, стараются услужить, уступить. Мужчины с носилками, на которых стоит икона, идут быстро, так им легче, а женщинам приходится чуть ли не бежать. Крестный ход – это преодоление трудностей. Постоянно чувствуется благодать и помощь Господа и Богородицы, без этого вынести такой тяжелый путь было бы невозможно. Ведь почти у всех участников какие-то проблемы со здоровьем, у некоторых даже серьезные. Многие участвовали не первый раз, поэтому мы уже как одна большая дружная семья. Вместе идем, вместе молимся, вместе преодолеваем трудности. У каждого свои скорби, мы понимаем друг друга. В сердце радость – ты не один, рядом близкие по духу люди.
А как нас встречали в деревнях! Крестоходцев ждут, как самых дорогих гостей, нам так рады! Приглашают на ночлег в свои дома по 10 – 12 человек, уступают свои кровати, дают чистое белье. Топят бани, угощают. А когда мы уходим, то говорят, что в следующем году снова будут нас ждать. Когда идем по деревне или поселку люди выходят из домов, крестятся на икону, улыбаются.
От имени всех крестоходцев хочу выразить огромную благодарность отцу Сергию. Каждый день утром и вечером он совершал молебны в храмах и говорил замечательные проповеди, ему от Бога дан удивительный дар слова, это нас очень укрепляло и поддерживало.
Анастасия Булыгина, студентка:
- Я родом из Сульцы, сейчас учусь в Архангельске. Моя мама Ирина Анатольевна всегда организует трапезу для крестоходцев. Когда я еще училась в школе, то все время ей помогала. А в этом году решила, что тоже пойду с ними до Верколы. Когда становилось очень тяжело, то конечно, появлялись мысли – зачем я иду, это так трудно. Но постоянная молитва и люди, которые рядом, очень помогали. Участием в крестном ходе я хотела послужить Богу.
Анатолий Александрович Панкратов, пятого июля ему исполнилось 76 лет:
- Мои корни с Пинеги, но много лет живу в Архангельске. Три раза был в Великорецком крестном ходе, а в этом – впервые. Прекрасно все организовано. Ни о чем не нужно беспокоиться – вещи везут на машине, везде ждут с накрытыми столами, спишь в доме, да еще и банька натоплена. Очень благодарен отцу Сергию и всем, кто нас встречал, за такую заботу. Красота нашего Пинежья необыкновенная! Луга, леса, реки! И так печально, что в деревнях много старинных крепких домов стоит заколоченными. Уходит жизнь из северной деревни.
Евгения Щукина, доцент СГМУ:
Мы присоединились в Суре. После службы поставили флаги «За запрет абортов» и стали разъяснять людям, что из наших налогов оплачиваются аборты, значит, каждый из нас косвенно является убийцей не рожденных детей. Мы призывали людей поставить свою подпись под воззванием о запрете абортов и делали это не только в Суре, но также в других населенных пунктах. Очень поразило нас, с каким упорством шли крестоходцы (мы, в основном, ехали на машине), видим, что человек уже еле ноги переставляет, предлагаем ему сесть в машину, а он отказывается.
Отец Серий Корельский, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» поселка Сосновка:
- В этом году крестоходцев, которые прошли весь путь, было около семидесяти человек. Но к нам постоянно кто-то присоединялся на различные расстояния, так что общее количество людей получилось свыше 120-ти. В каждом населенном пункте нас провожали до места, где принято прощаться. В Сульце, например, сельчане проводили до горы, где расставались с теми, кто уходил на фронт Великой Отечественной войны.
По прямой дороге от Сосновки до Верколы 92 километра, но мы заходили в Суру, в несколько деревень в районе Ново-Лавелы, прямого пути у нас не было, так что получилось больше ста километров. Самому юному участнику исполнилось 8 лет, а самому старшему – 76. Как всегда, больше шло женщин, причем, возраст у многих из них за пятьдесят, но и мужчин человек двадцать тоже было, так что икону они все время несли. В крестном ходе приняли участие несколько семей – муж и жена, а некоторые и детей с собой взяли. Семь ребятишек тоже бодро прошагали всю дорогу и очень редко садились в машину. Люди приехали из Москвы, Сергиева Посада, Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Карпогор, Заедовья, Суры, Сульцы, Сосновки, Явзоры, Светлого… Новичков оказалось немного, в основном, пошли те, кто уже знает все трудности пути.
Люди идут с молитвой, прося Господа и Богородицу, чтобы они помогли им и их близким в каких-то непростых жизненных ситуациях. Одна участница отмаливала свой род, в котором женщины сделали много абортов, то есть убили своих не рожденных детей. Другая – просила о выздоровлении своего чада. Третья – о страдающем недугом пиянства сыне. У каждого участника своя боль, свои проблемы. А когда столько человек вместе идут и молятся – какая это сила! Крестный ход очень много дает для возрастания в духовной жизни. Три дня непрестанной молитвы, стремление приобщиться к Богу выводят человека из повседневного ритма жизни, возвышают его душу над мирской суетой.
Я очень благодарен всем, кто нам помог: жителям деревень и поселков, которые нас привечали, ведь если нам ставить палатки, готовить еду на кострах, это отняло бы много сил и времени. Моя матушка Евгения в дни крестного хода находилась в роддоме в Архангельске, и я смог пойти, только благодаря Галине Ивановне Булыгиной, которая взяла на себя заботу о моих маленьких дочерях, восьмилетний сын Дима уже второй раз прошел с нами весь путь.
На вопрос, зачем ему нужны все эти хлопоты по организации и проведению крестного хода, отец Сергий ответил: «Я вижу реальную духовную пользу и для себя, и людей».
Людмила Соснина.