АИДА АЙРАПЕТОВА: В РОССИИ ЛЮДЕЙ ОКРУЖАЕТ БЛАГОДАТЬ
«Еще 30 лет назад Север поразил меня тишиной и мощью. Исконный русский дух здесь чувствовался и чувствуется особенно. Тут по-другому дышится православному человеку. Может быть, потому что северная земля дала Церкви много подвижников, а может быть, потому что пропитана кровью мучеников», — с этих слов началась наша беседа с руководителем канадского благотворительного фонда «Русская душа» Аидой Айрапетовой. В интервью она рассказала о близости Канады и Севера России, миссионерских церквях своей новой родины, а также о святом Американского континента — святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Франциском.
Здесь народ не обмануть
Русский Север и Канадский похожи, убеждена Аида Альбертовна. Природа, особенности климата и люди. Нашей гостье, на мой взгляд, удалось подметить и оценить ту черту, которая выделяет Север: «Здесь народ не обмануть, Север сразу выжмет, будет видна фальшь, неверие. Я не думаю, чтобы в Архангельске кто-то выжил с дурными мыслями. В Канаде происходит так же, особенно это характерно для резервации, там люди с осторожностью относятся к посторонним».
Идея совместного российско-канадского проекта созрела после воссоединения Русской Православной Церкви за рубежом и Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Именно в Архангельск Аиду Альбертовну привело его прошлое: здесь, в городе, сохранившем имя Архангела, целенаправленно убивали и расстреливали сотни и тысячи людей. И при этом люди сохранили Православную веру. Кроме того, как объяснила моя собеседница, ей, рожденной на периферии, всегда казалось, что в Москве есть все, а вне ее словно пустота. А людям, живущим за пределами столицы, тоже хочется приобщиться к прекрасному: «И я всегда очень ревностно относилась к развитию провинций. Архангельский регион большой, исторически и духовно богатый, но кроме Соловков и Гулага о нем ничего не знают. И меня, человека ,рожденного в этой стране, всегда обижало, что богатая история забыта».
Проект назвали «Север России — Север Америки: едины в вере». Он включал в себя восстановление церквей деревянного зодчества и строительство новых храмов в Архангельской области. За последние годы «Русская душа» вложила в восстановление церквей Севера около 15 миллионов рублей. А в Канаду из Поморья привезли деревянный поклонный крест работы Владимира Птицына. Архангелогородец, звонарь Андрей Дьячков за уходящий 2016 год установил в стране кленового листа три звонницы. На первый взгляд кажется, что вклады несоизмеримы. Но если вдуматься, то каждая из сторон получила именно то, чего ей так не хватало: Россия — помощь в восстановлении старинных утраченных сокровищ, а канадские церкви обрели голос. Аида Альбертовна рассказала такую историю: «На празднество преподобного Серафима Саровского в Канадскую епархию приехал Блаженнейший архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады Тихон (Mоллар). А перед его визитом в церковь как раз привезли звонницу, поэтому владыку согласно традиции встречали колокольными переливами. Услышав эти звуки, митрополит Тихон оставил всю процессию и пошел к звоннице. Он, взрослый человек, в этот момент был словно дитя. Со слезами духовной радости владыка принялся звонить сам».
Кроме того, северные мастера рубят для братьев первую деревянную церковь, которую позже в разобранном виде привезут в Канаду. «У нас уже есть большие соборы в Торонто и Монреале, но, во-первых, они не деревянные, а во-вторых, это не православные церкви в классическом понимании. Где-то это бывшие католические, где-то протестантские храмы. Конечно, они переделаны под православные церкви, но особенности архитектуры Западной Церкви в них сохранились. Исконного православного, да еще и привезенного из России, у нас никогда не было, а сейчас будто время пришло для строительства», — улыбаясь, объяснила собеседница.
Миссионерский путь Канады
Для Канады Православие — религия не традиционная, поэтому отдельный блок вопросов Аиде Альбертовне был посвящен крещению страны. Итак, аляскинские монахи более 100 лет назад стали перекрещивать Канаду в Русское Православие. В стране существуют старинные храмы. Так, приход святого Тихона в Виннипеге основан еще в 1905 году. В развитие Православной Церкви в Канаде и Америке большой вклад внесла русская эмиграция. Кроме того, сейчас на территории государства, раскинувшегося от океана до океана, по всей широте и долготе есть миссионерские приходы, где священники — французы или канадцы. Службы там совершаются на церковнославянском, английском и французском, могут звучать возгласы на гагаузском или китайском, потому что на богослужении молятся люди разных национальностей и народностей. Даже коренные жители материка — индейцы, оставшиеся в резервации, принимают Православие.
На вопрос, что повлияло на выбор канадцев, моя собеседница рассказала следующее: «Нельзя сделать рентген души и, проанализировав, понять, что именно движет каждым. Могу рассказать лишь о себе. Я армянка и была крещена в Армянской Апостольской Церкви. Думаю, что в Православие людей приводит красота этой веры, заключенная в простоте и аскетичности. Кроме того, ни в одной другой религии нет такой духовной свободы. Когда ты радуешься, отдавая что-то, живя для ближнего. Вы зададите мне вопрос: а что у католиков нет монахов-аскетов и подвижников? А я расскажу вам такую историю: у нас в епархии есть игумен Лука, настоятель монастыря Благовещения в Новой Шотландии. 20 лет назад он, католический монах, перешел в Православие, на тот момент ему было 60 лет. Отец Лука сделал этот выбор в зрелом возрасте. И сейчас он говорит, что проживает каждый день в светлой радости, будто ребенок. Я знакома с молодым человеком родом из Японии, принявшим русское Православие и постриг. На вопрос, что он делает в этой вере, юноша ответил: "Когда я зашел в храм и увидел, как мироточат иконы: как плачут Богоматерь и Христос, то понял, что не уйду отсюда". Другие народы, читая и узнавая историю православных мучеников и новомучеников, понимают, что можно отдать жизнь, но не отказаться от веры. Это вызывает уважение, и люди оставляют католицизм, протестантизм, методистскую церковь и приходят в Православие».
Чудо Шанхайского святителя
Беседа с Аидой Альбертовной заставила меня по-новому взглянуть на Православие в России: в определенный момент вера становится естественной частью жизни, и так, наверное, должно быть, но при этом теряется ощущения чуда и Божественной красоты. «В России людей окружает благодать — мироточащие иконы, поклонные кресты, чудотворные образы и мощи святых, а вне России находится очень мало святынь: чудотворный Курско-Коренной образ Божией Матери, мироточащая Гавайская икона Иверской Богоматери, а также мощи святого Иоанна Шанхайского», — рассказала Аида Айрапетова. И, наверное, именно поэтому святителя Иоанна знают почти все канадцы и американцы: верующие и нет.
Аида Альбертовна привезла в Архангельск принадлежавший святителю Иоанну пояс. Несколько недель жители севера могли прикладываться к нему: «И эта поездка со святыней еще раз напомнила мне, как американцы и канадцы почитают святого Иоанна. Многие в пути просили меня приложиться к ковчегу. В самолете мне разрешали не поднимать святыню на верхнюю полку, а держать на руках в течении всего полета, при досмотре в аэропорту позволили проходить с ней через металлоискатель, не снимая с шеи. И такое отношение было от людей разных вероисповеданий. Я скажу так: к Русской Православной Церкви — при всем том, что творится в политике — отношение теплое. Люди готовы помогать, и словно открываются все двери».
Дарья Андреева
Материал из журнала "Вестник Архангельской митрополии", №6/2016